Ик - Бердь, отчет. Страница Николая Сиволобова, хранилище памяти о пройденном и мечты о не случившимся.
ОБЛАСТНОЙ КЛУБ ТУРИЗМА, ГОРОД НОВОСИБИРСК.
КЛУБ ВОДНОГО ТУРИЗМА. «СПЛАВ»

ОТЧЕТ
О ВОДНОМ ПУТЕШЕСТВИИ
ПО РЕКАМ ИК, БЕРДЬ.

ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
Руководитель Сиволобов Н.П
Год 2002.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю второй категорией сложности. Отчет использовать в библиотеке МКК клуба водного туризма «Сплав» города Новосибирска.

Председатель МКК Павлов Н.В.
Год 2002.

В отчете приводятся материалы, необходимые для организации и проведения путешествия по рекам Ик, Бердь в Новосибирской области, на Салаирском кряже.

Нитка маршрута: город Новосибирск – река Ик (сплав) – река Бердь (сплав) – город Новосибирск. Маршрут является одним из интереснейших спортивных маршрутов второй категории сложности в Новосибирской области. Этот маршрут незаслуженно забыт в последние годы.

Рекомендуемые суда: надувные лодки, байдарки, катамараны двойки малого водоизмещения, каяки.

Маршрут лучше всего проходить во второй декаде мая.

Оглавление

Основные сведения о маршруте

(паспорт маршрута)

В мае 2002 года в рамках подготовки новичков клуба водного туризма «Сплав» группа туристов под руководством Сиволобова Н.П. совершила водный поход второй категории сложности по рекам Ик, Бердь, находящихся в пределах Новосибирской области. Маршрутная книжка №12-4-02 выдана МКК клуба водного туризма «Сплав» города Новосибирска. E-mail: nikolay_p_s@ngs.ru.

Поход проходил в Новосибирской области по Салаирскому кряжу, отрогам Алтая.

Нитка маршрута: город Новосибирск – поселок Черепаново (электричка) – поселок Маслянино (автобус) – деревня Большой Изырак (автобус) – река Ик (пешком) – река Ик (сплав) – река Бердь (сплав) – поселок Легостаево – город Искитим (автобус) – город Новосибирск (электричка).

Продолжительность путешествия: 12 дней.

Из них:
1 день подъезд
1 день отъезд
3 дня пешком
1 день дневка
6 дней сплав
Пешком 20 км
Сплав 29 км
Разведки тропы и реки 17 км

Полное сплавное время - 13 часов.
Количество участников - 8 человек (4 мужчин, 4 женщины).
Количество судов: 1 катамарана-двойки, 2 байдарки, 1 надувная лодка.
Вода: очень большая.

Определяющими препятствиями маршрута являются шиверы сложности Л (по нашей предыдущей классификации препятствий) или II категории сложности по классификации водных маршрутов от 2001-го года, расположенные под пиком Пихтовый гребень.

Поход полностью соответствует требованиям, предъявляемым к водному походу второй категории сложности по Единой Всероссийской Спортивной Классификации Туристских Маршрутов (ЕВСКТМ).

Описание района путешествия

Гидрографическая характеристика

Река Ик является правым притоком реки Бердь, которая в свою очередь впадает в Обское водохранилище. Расход реки не велик, и сплав, как и по всем притокам третьего порядка реки Обь в Новосибирской области, возможен только в период большой весенней воды, что и определяет сроки возможного похода – начало мая, что в свою очередь совпадает с майскими праздниками. Таянье снегов начинается во второй половине апреля, но до начала мая передвигаться по заснеженным тающим склонам крайне сложно.

Расход в точке начала сплава не большой, скорее даже мал, настолько, что кусты над рекой во многих местах сплетаются, оставляя свободными только узкие проходы. Но вода в реке прибывает очень быстро, и после первых километров эта проблема исчезает, а после впадения реки Аштак Ик становится соизмерим с рекой Урсул в верхнем течении.

Река Бердь по расходу достаточна для сплава практически в любое время сплавного сезона.

Растительность

Определяется растительный покров тем, что маршрут расположен в зоне смешанной хвойно-лиственной тайги, то есть основу леса составляет сосна и пихта, очень много и часто встречаются лиственные деревья – береза, осина, разного рода ивы, очень богат подлесок состоящий из самых разных кустарников, который серьезно затрудняет передвижение вне троп.

На самом входе на маршрут стоит щит, который говорит о том, что вы входите на территорию дендросада, который основан в 1999-ом году в честь 200-летия лесного департамента России. Что это значит, честно признаться, я не знаю, но ни о каком режиме заповедника, похоже, речи не идет, так как мы беседовали с лесником этого участка, и ни о каких ограничениях он нам не говорил. Но прямо от щита начинались поля кандыка сибирского, которые создавали фиолетовые поляны, на которые, мы пораженные их красотой, даже не решились ставить палатки. Вообще, растительность богата и разнообразна, единственное, что нас удивило это то, что при наличии кандыка совсем не встречалось черемши. Для меня, например, который встречал кандык в близких количествах только на Кузнецком Алатау, это было неожиданно, так как там он растет только в тесном соседстве с черемшой.

Животный мир

Животный мир, видимо, тоже богат, так как места, несмотря на близость к мегаполису, очень глухие и мало посещаемые. Но лесник жаловался, что за годы перестройки браконьеры сильно снизили численность почти всех животных, но он же утверждал, что можно встретить и медведя, и лося, и волка. Мы встретили множество разных уток, тетерку, двух гадюк, зайца, одного бобра, которых (бобров) там видимо очень много, так как свежие следы их деятельности встречаются буквально на каждом шагу.

Населенные пункты, транспорт.

Административно маршрут расположен на территории Маслянинского и Искитимского районов Новосибирской области. До населенных пунктов Маслянинского района можно добраться только автомобильным транспортом, но овес, прошу прощения, бензин в наше время дорог и продолжает дорожать, поэтому часть пути, до Черепаново, можно проделать на электричке, которая пока остается самым дешевым видом транспорта. Надеюсь, таковым и останется. Также можно сократить расходы, если при завершении маршрута в Искитимском районе воспользоваться той же чугункой, от Искитима, добраться до которого от Легостаево можно на рейсовом автобусе.

Туристское освоение

Информация об освоении маршрута по реке Ик, к сожалению, скорее легендарна, чем достоверна, но другой нет, поэтому изложу то, что мне известно.

Маршрут был освоен в первой половине семидесятых годов и был пройден не только на байдарках, но и на плотах. Какое-то время маршрут использовался как тренировочный весенний, перед большими летними походами. По мере освоения Алтая, маршрут постепенно стал менее популярен, видимо из-за наличия пешей части, так как река Суенга, например, не стала менее популярна, туда ходили даже в смутные годы, когда туризм в целом замер.

Состав группы

Фамилия Имя Отчество Год рождения Место работы Опыт Обязанности в группе Адреса
E-mail
1 Сиволобов Николай Петрович 1958 ЧП Реки Чуя – Катунь VI руководство Руководитель лоцман байдарки – тройки Письмо Николаю
2 Гинзбург Евгения Ильинична 1968OOO «Фотэкс» Река ЛепсыIV руководство Лоцман катамарана двойки «Носорог» Письмо Евгении
3 Бянкин Евгений Андреевич 1983НГУ студент ФФ Река БуготакI участие Матрос катамарана «Носорог» Письмо Евгению
4 Попков Денис Александрович 1983НГУ студент ММФ Река БуготакI участие Лоцман надувной лодки Письмо Денису
5 Шутов Сергей Сергеевич 1984 НГУ студент ФИТ Река БуготакI участие Лоцман байдарки – двойки  
6 Ануфриева Елена Валерьевна 1983НГУ студентка ФЖ Река БуготакI участие Матрос байдарки – тройки  
7 Коненко Анастасия Владимировна 1983НГУ студентка ГФ Река БуготакI участие Матрос надувной лодки  
8 Ослопова Олеся Сергеевна 1983НГУ студенткаГФ Река БуготакI участие Матрос байдарки – двойки Письмо Олесе

Определяющие препятствия

К сожалению, на эту реку нет лоции, а нам из-за спешки таковую составить не удалось, по определяющим препятствиям можно сказать только то, что основную массу составляют шиверы, которые на протяжении всей реки встречаются довольно часто. Все они полностью соответствуют определению препятствий второй категории сложности, то есть: "Простое" препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, завал, скорость воды и уклон не велики. Линия движения видна с воды. Определяющие Препятствие маршрутов II к.с. по ЕВСКТМ. Особенно хотелось бы отметить два из них:

1. Шивера, третья по счету от начала Петли, шивера явно выделяется своей мощью на общем фоне, вал до полуметра, в меньшую, чем у нас воду, возможно появление камней. Очень похоже, что именно это место на реке местные называют – Смирновские камни.

2. Почти на выходе из Петли слив сантиметров 60 через всю реку, обойти невозможно, необходимо прыгать, либо обносить, в зависимости от принятого группой решения.

Содержание отчета

Идея похода

При подготовке похода ставилось три главных задачи:

Исходя из изложенного выше, был выбран маршрут по реке Ик, расположенный в Новосибирской области. Маршрут, на мой взгляд, совершенно незаслуженно был забыт в годы перестройки и совсем не хожен за последние годы. В библиотеке зональной МКК не удалось найти никаких материалов, но со слов Белокурова Евгения, который когда-то давно проходил по этим тропам, было известно, что маршрут строго соответствует второй категории сложности. Более подробную информацию от Жени получить невозможно, так как он скончался в 2000 году. Других людей, проходивших этими местами, найти не удалось. Из-за вышеперечисленных причин было очевидно, что маршрут мы будем проходить в режиме первопрохода, это определило то, что был сразу заложен запас по времени и выбраны возможные точки схода с маршрута.

Задачи определили состав группы: в составе группы было шесть человек только в апреле пришедшие в наш клуб, и весь их походный опыт составлял только Буготак этого 2002-го года. Кроме того, в состав вошел человек с опытом, мало уступающим опыту руководителя, на маршрутах не высокой категории.

Исходя из опыта реки Елбань 1998-го года, были подобраны суда для сплава: две байдарки, двойка и тройка, надувная двухместная лодка «Акидель», уфимского производства, и малоразмерный катамаран нашей разработки – Носорог.

Кроме того, мы считали достоинством маршрута небольшую пешую часть на входе, хотя сразу предполагалось, что до точки начала сплава можно добраться на машине типа ГаЗ-66, но был выбран вариант именно с пешей частью.

Варианты подъезда и отъезда

Из Маслянино два раза в сутки ходит автобус до деревни Верх-Ики, на момент нашего путешествия он уходил в 6:00 и в 17:00, но рассписания в наше время меняются слишком часто, поэтому перед выходом можно позвонить в Маслянино и сделать необходимые уточнения. Из Черепаново оказалось выбраться несколько сложнее, расписание там само посебе, а автобусы ходят сами по себе, поэтому все необходимо решать на месте и не терять свои шансы, регулярное сообщение все-таки существует, хотя может быть оно не столь регулярно, как движение поездов.

Итого, наша заброска выглядела так: утром в около 7-ми часов мы сели на электричку и в 9 были в Черепаново, далее на проходящем автобусе в 14-ать часов уехали в Маслянино, потом на верх-икском автобусе доехали до деревни Большой Изырак, откуда собственно началась пешая часть маршрута.

Возможен альтернативный вариант – заказать машину прямо в Новосибирске и если это будет машина класса ГаЗ-66 то можно будет доехать до самого начала сплава.

Выезд столь же прост. Если это плановый выход через Легостаево, то из Легостаево есть регулярное автобусное сообщение с городом Искитим, а от туда либо электричкой, либо автобусом легко вернуться в Новосибирск. В случае аварийного выхода в деревне Верх-Ики, вы на том же автобусе возвращаетесь по уже проделанному пути.

Аварийные выходы, запасные варианты

Маршрут пересекает границы районов, а это традиционно в России самые глухие углы. Поэтому варианты аварийного схода с маршрута возможны только в деревнях, расстояние между которыми составляют от одного до двух дневных переходов. Но в случае потребности в срочной помощи, практически из любой точки маршрута в течение дня можно налегке добежать до "населенки" и вызвать подмогу.

Изменения маршрута и их причины

К сожалению, нам не удалось осуществить тот маршрут, который был задуман полностью, причинами тому послужило отсутствие информации, не до конца проверенное снаряжение и погодные условия.

По этим причинам мы не могли пройти весь маршрут в оговоренные в заявке сроки, поэтому закончили его в деревне Верх-Ики.

График движения

День пути Дата Участок пути км ХодовоеВремя Определяющие препятствия Метеоусловия
1 5.05 Новосибирск – Черепаново – Маслянино – Большой Изырак – 13 км – Граница леса 4 1 час Грязь Тепло, солнечно.
2 6.05 Граница леса – Поворот на ручей Аштак 6 1,5 часа Грязь, мокрый снег, лужи Тепло, солнечно.
3 7.05 Поворот на Аштак - Высота 460 6 1,5 часа Грязь, мокрый снег, лужи Очень тепло, солнечно.
4 8.05 Высота 460 – место строительства 9 2,5 часа Грязь, мокрый снег, лужи Очень тепло, солнечно.
5 9.05 Строительство 0     С утра тепло, к вечеру дождь, похолодание.
6 10.05 Дневка 0     Ночью заморозки на почве. Днем дождь, ветер, очень холодно.
7 11.05 Место строительства – 4 километр сплава 4 5 часов Навалы на кусты, редкие слабые шиверы. Ночью заморозки на почве. Утром ясно, очень холодно, днем тепло, солнечно.
8 12.05 4 километр сплава – Верх-Ики 25 8 часов Навалы на кусты, шиверы определяющие категорию маршрута. Очень тепло, солнечно
9 13.05 Верх-Ики - Новосибирск       Очень тепло, солнечно

Техническое описание маршрута

Пешая часть.

Протяженность через верховья Аштака – 20 км, ходовое время 6 – 8 часов.

Пешая часть маршрута начинается в 20 м от километрового столба под номером 13. Причем, эти цифры находятся с двух сторон таблички, что исключает возможность ошибки. Дорога, обычная наезженная грунтовая колея, идет немного вверх, ровно по водоразделу. До того, как тропа полностью уйдет в лес, есть несколько поворотов налево, но необходимо выбирать тропу, которая идет вверх. На входе в лес висит обшарпанный щит о том, что здесь начинается дендросад. Далее тропа продолжает идти по водоразделу, представляет собой наезженную колею трактора «Беларусь».

Идти по водоразделу необходимо до того момента, пока колея не повернет в долину Аштака, а по водоразделу будет продолжаться давно неезженая просека, заросшая кустарником. Пропустить этот поворот трудно, так как на пасеку, лесник проезжает за лето многократно, а по водоразделу дорога заброшена более десяти лет назад, и кроме «Буранов» зимой ей никто не пользуется. После поворота тропа довольно круто спускается вниз, по нашей погоде нам пришлось идти по образовавшемуся на дороге ручью. Аштак переходится по небольшому мостику, после чего необходимо идти вверх, оставляя пасеку по левую руку.

После небольшого, но довольно крутого подъема тропа выходит на нечто напоминающее плато. На нем много разных наезженных дорог и дорожек, но, выбирая основную, идущую вверх, ошибиться очень трудно, хотя, возможно, что в этом месте стоит сделать разведку. Далее тропа снова поднимается на водораздел. До Т образного поворота нет никаких существенных ответвлений.

На перекрестке необходимо свернуть вправо, после чего тропа постепенно начинает спускаться, сначала едва заметно, потом все круче, непосредственно перед Иком переходя почти в серпантин, вдоль ручья притока Ика. После перекрестка нужно держаться правила правой руки, игнорируя все левые свертки, метров за семьсот до выхода на поляну – берег Ика, есть крутой сверток вправо, но вам туда не надо.

Мы остановились прямо на этой поляне и отсюда и начали сплав, убив почти четыре часа на преодоление первых полутора километров, на которых река сильно меандрирует, и почти все русло находится под нависающими ветками. Думаю, что стоит эти пару километров пройти без тропы по левому берегу, он это позволяет, хотя и заболочен, но буреломов нет, а лужи мелки.

Водная часть маршрута.

К сожалению, на водной части маршрута мы очень сильно торопились, поэтому на составление полноценной лоции у нас не осталось времени, поэтому ниже не лоция, а концентрированное описание впечатления, которое оставила река. Необходимо отметить, что впадение притоков видно плохо и приходится ориентироваться по генеральному направлению долин и глобальным поворотам. Основы лоций приготовленные мною сделаны на основе двух километровой карты, хотя я и уменьшил масштаб до 100 000, это, к сожалению, не добавило деталей.

Начало сплава от поляны, на которую выводит тропа. Первые полтора километра ширина реки не превышает пяти метров, то есть вставшая поперек байдарка перегораживает ее полностью. Кроме того, берега очень сильно заросли кустарником, течение не сильное, но при глобальных ошибках способно перевернуть судно. Проходы между ветками узки, тем не менее, нам удалось пройти все без обносов. Лесник говорил, что в даводавние годы, по зиме берега чистились, для того, чтобы можно было вести сплав леса, но уже лет двадцать, как никто этим не занимается.

Далее русло несколько расширяется, метров до семи, но главное, что практически исчезает нависающая над рекой растительность, встречаются редкие шиверы, но основным препятствием остаются навалы на кусты на поворотах. Такой относительно спокойный сплав продолжается, приблизительно, до устья реки Листвянка. Течение не сильное и скорость струи невелика.

От устья реки Листвянка собственно начинается Петля, которая и определяет сложность всего маршрута. Местные жители эти шиверы называют Смирновскими камнями, они им известны еще по временам сплава леса.

Постепенно начинает увеличиваться уклон, а сложность шивер возрастает. Особенно выделяется третья от начала, вал до 70 – 80 см. Весь участок несколько однообразен: разгон, шивера, навал на кусты в повороте, участок быстротока, поворот и снова разгон. Такой сплав продолжается до поворота Петли.

После поворота до устья Еловки, плотность препятствий снижается, а мощность падает, идти становится проще. В конце участка локальный слив через все русло высотой 50 – 60 см, но очень простой по структуре и легко проходится любым судном.

Уже в устье Еловки начинаются разбои и снова над руслом нависают ветки, тем не менее, идти легче, чем на начальном этапе сплава, так как проходы все-таки пошире.

Такое положение сохраняется приблизительно до впадения Аштака, после чего река резко становится шире и спокойней, хотя скорость течения не снижается и движение почти не замедляется.

Деревня Верх-Ики с воды хорошо видна, так как расположена высоком берегу, а русло достаточно широко для того, чтобы деревья не закрывали обзор.

Далее из-за дефицита времени мы не проходили, но по рассказам людей, которые там были, река сохраняет свою живость, встречаются небольшие шиверки. Само расположение следующего участка на границе районов почти гарантирует малонаселенность, а значит свежесть природы. Дальше Легостаево видимо ходить не стоит, так как плотность заселенки резко возрастает.

Дневник похода

5.05.02 Воскресение

Начало похода как всегда не без приключений: забыто сало, а я забыл взять часть денег. Недоремонтирован чехол байды, поэтому возникает вопрос – сможет ли этот мешок выдержать пешку.

С автобусами в Черепаново тоже прикол, с каким не сталкивался давно: есть расписание, работники автовокзала очень подробно рассказывают, что когда куда должно пойти. Причем, первоначально было заявление, что местные автобусы на Маслянино не ходят вообще, только проходящие из Н-ска. Но в реальности в 10:20 ушел местный автобус, а проходящего не было вообще.

Дальше была «Газель» в 11:00. Стоимость билетов на автобус должна быть 28 рублей плюс 8 за багаж. Газель просила 30 за «человеческое» место и 15 рублей за багаж, потом водитель осознал размеры наших мешков и испугался. Заявил, что возьмет только пассажиров, а мешки предложил везти какой-то другой машиной. Мы ехать отказались так, как отправлять людей с очень маленькими мешками смысла не было.

Естественно, как и везде, давила местная автомобильная «мафия», предлагая увезти по 400 руб. за машину, для нас получалось три машины, то есть цена в два – три раза выше автобуса. Теперь ждем автобуса на 14:00.

Женя решила попробовать себя в «вольной охоте», пыталась добыть машину, гуляя по городу и высматривая «вольных стрелков». «Стрелков» в этом райцентре не оказалось. Вообще, в отличие от Алтая, где очень много личного транспорта по дворам, здесь таких машин мы почти не видели. Остальные члены нашей команды убивали время игрой в «контакт».

Уехали только на 14-ти часовом автобусе, правда, без всяких проблем, заплатив 220 рублей на восемь человек.

Автобус на Верх-Ики уходил в 17:00. За билеты отдали 128 рублей на всех, народу в автобусе немного, кроме нас было человек пять или шесть.

В Маслянино пообедали одним батоном и маленькой баночкой майонеза, запили полутора литрами Карачинской. Ребятам не хватило, пока говорят, как поесть еще. С хлебом тоже не все гладко, закупилось только 11 булок вместо 16-ти, больше не было в местном магазине.

Из Маслянино уехали без проблем на пазике, почти пустом, дорогу сверток с трассы определили очень легко, она действительно находится на перегибе к следующему притоку. Сама дорога едва заметна, это обычная колея, начинается почти ровно у километрового столба, на котором с двух сторон цифра 13, хотя, похоже, что когда-то по ней прошлись грейдером.

Сделали четыре ходки и прошли около пяти километров. Остановились на границе леса у щита объявляющего о том, что где-то здесь основан дендросад в 1999-ом году в честь 200-летия лесного департамента России.

На тему леса, то есть сада, можно сказать, что лес обычный, но вот ковер кандыка, подснежников и еще каких-то желтеньких цветочков... Красота неописуемая!

6.05 Понедельник

Дорога по лесу пошла несколько хуже, много снега, который тает под ярким весенним солнышком и «квасит» дорогу. За день сделали 8 ходок, прошли порядка 4,5 – 5 км. Расстояние считали по шагам, приняв, что шаг приблизительно 0,7 м. Ходки были короткими, а отдых, долгим, причин две: первая – это то, что я еще не совсем оклемался после зимних неприятностей, вторая, то, что у Насти стало серьезно пережимать руку лямкой рюкзака. Тропа идет по водоразделу, причем все повороты, которые есть, уходят вправо в долину Аштака, что логично, так как по левую руку склон слишком крут.

На последней развилке ушли, как нам казалось, по основной дороге. Поняв, что пошли на спуск, вернулись к развилке и встали на ночевку. Сделал разведку по заросшей дороге минут на сорок вперед. Дорога, конечно, лучше, чем вниз, но тоже не сахар, кроме того, за 40 минут хода пустым я не встретил подходящего поворота налево и не дошел до вершины, хотя был где-то рядом. После некоторых размышлений показалось, что не дошли до нужного поворота 2 – 3?х километров. Но, похоже, та тропа «умерла» совсем, по крайней мере, ее найти не удалось. Вечером обсуждались варианты, как поступить дальше. Вариантов было два: сваливаться в долину Аштака и тогда заведомо все успеваем, либо идти сильно вперед и тогда возникала опасность опоздания. Решения принять не успели, приехал Лесник, который держит пасеку на Аштаке. Он рассказал, что от его пасеки идет тропа укорачивающая путь к урочищу, Семеновскому, а верхней тропой и дорогой никто не пользуется (поэтому-то тропу я и не увидел). Решили, что пойдем через пасеку.

7.05 Вторник

Подъем в шесть. Вставали долго и тяжело.

Стартовали в 10:05. Сделали шесть ходок, В конце первой ходки, то есть приблизительно в двух километрах от места ночевки пересекли Аштак по мостику, сразу за ручьем пасека. На второй ходке, за притоком, тропа несколько лучше. В конце пятой ходки уперлись в тропу, пересекающую нашу, свернули вправо, еще через 5 – 7 минут уперлись в следующую развилку. Пока готовился обед, я сбегал по левой тропе, убедился, что она идет слишком полого и не совсем в том направлении, что нам надо. Тогда мы пошли по правой тропе. Через семь минут вместо ожидаемого поворота налево (то есть на север) тропа развернулась направо (то есть на юг), остановились и занялись разведдеятельностью.

Теперь немного о результатах этой деятельности. Набегал я почти четыре часа. Начал с того, что попробовал по азимуту уйти к Ику, не получилось – буераки и большое падение рельефа, пошел постепенно назад и буераки вывели меня к уже пройденной тропе. Дошел назад до места обеда, развернулся в тот отвилок, по которому не пошли с обеда. Прошел по тропе около 40 минут. Тропа постоянно спускается к большой долине, видимо, Ика, после чего вернулся к ребятам. Прошли немного по избранному ранее пути и встали на пересечении троп на ночевку.

После пешки к месту нашего ночлега, побежал налево и уперся в хорошо езженую дорогу, заняло это буквально 10 минут. Вернулся в лагерь. После этого сбегал к предыдущему лагерю за 50 минут, вернулся уже в темноте, около десяти часов вечера.

После всех сделанных разведок привязаться к карте просто не получается, даже тогда, когда теперь совершенно точно привязались к ключевым ориентирам. Совершенно точно, что мы находимся рядом с вершиной 460, хотя ни тура, ни триангулятора не нашли и не видели (доказано разведкой к дороге и к месту предыдущей ночевки), но вот как мы сюда попали понять совершенно невозможно, по крайней мере, глядя на карту, очевидно, есть топографические ошибки.

Поэтому, сейчас, при общей ясности ситуации, думаем, как жить дальше и куда идти.

8.05 Среда

С утра в одну ходку дошли до места нашего вчерашнего обеда, после чего сделали пару разведок. Далее в три ходки прошли около четырех километров и оказались на берегу Ика. Свершилось это знаменательное событие около шести вечера. Основное время в нашей работе за вчерашний день заняли разведки, которые в этом походе становятся нашим любимым занятием. От вершины нужно идти по правилу правой руки, единственное исключение, это место нашего обеда, то есть от стоянки: падение, взлет, поворот налево. Последний километр двигались по тропе чуть ниже левого притока. Что это за приток сказать трудно, но, судя по расходу, он может быть обозначен на карте, как приток из-под вершины 460.

Сразу взялись за строительство. Леса, хорошего для стройки, мало, пришлось побегать и весьма изрядно, последние палки принес по темноте.

Чуть выше по течению переправа из бревен, но весьма капитальная, с перилами.

Ик здесь по расходу очень близок к Буготаку у Карпысака, но кустов существенно больше. Широкая долина по левому берегу, не менее километра, а по правому метров семьсот. Идти на байдах будет крайне тяжело.

9.05 Четверг

Строительство машин идет в пределах нормального, если не считать байдарки тройки. Носорог совсем уселся, его пора переводить в небольшие единички, для речек не выше третей, максимум четвертой категории. Байда Наташи Фомичевой собралась без проблем, лодку пока не надували, а вот с тройкой возникли серьезные вопросы к Наташе Деревянкиной. Мало того, что она требовала клейки и шитья, даже чехол, каркас, оказался больше, чем шкура. Вероятнее всего, где-то с кем-то поменяли кости, теперь они отказалась вставать на место, пришлось подпиливать каркас.

Пока мучались с каркасом поотскочил кое-какой другой крепеж. Короче, ремонта выше крыши.

В обед объявил, что сегодня никуда не идем, но обязательно устроим тренировку, а стартовать боюсь, так как из-за возни с тройкой, сильно задерживаемся. Идти многое придется сходу, а речка сильно заросшая кустами и боюсь в неумелых экипажах потерять машины. Но приблизительно в 16 часов начался сильный дождь, который совсем задержал наше строительство, поэтому даже тренировки не получилось

10.05 Пятница

Сегодня у нас настоящий литовский праздник «обломайтес». Ночью был заморозок на почве, в лужах слой льда в сантиметр. Встали в шесть, к девяти довели до ума байду Деревянкиной, позавтракали, начали снимать лагерь. И тут пошел дождь. Холодный, с сильным ветром. Сначала казалось, что идут окна, и сможем стартовать. Но пока мы поставили машины на воду, подвязали рюкзаки, оделись прошло много времени, я посмотрел на народ и понял, что уже все вымерзли достаточно, движения у народа стали заторможенными, губы посинели, огонь в глазах потух, короче, на воду можно уже и не соваться. Впереди кусты и достаточно сложное маневрирование. С такой командой в кусты я не полез и остановил процесс.

Раз уж мы снялись, заодно перенесли лагерь на 150 – 200 м ниже, на более удобную поляну. Дождались окошка, поставили палатки, пообедали. Все были с синюшной кожей, поэтому влил во всех грамм по 30 водки и загнал в палатку. Вроде бы все оттаяли, но на улице явно похолодало. Весь день поливал дождь, не постоянно, но раздохнуть все равно не давал и холодно. Жаль, что нет градусника, но по моим ощущениям явно меньше десяти градусов. Настроение у всех начинает скисать, в первую очередь у меня. Впечатление такое, что может пойти снег.

11.05 Суббота

Встали в восемь, позавтракали. С утра клеили пояс Олеси. Ночью опять был приличный минус, с утра лед в лужах, ясно, но страшно холодно.

Сделали разведку, ребята прошли на 200 пар шагов, нашли место, где удобно заложить вещи в машины, так что занесли вещи вперед.

Стартовали около 13-ти часов. Первые четыре часа убили на меандры, прошли, может быть, километр, может два, но скорее километра полтора. После чего воды в реке резко прибыло, и сразу кончились кусты, которые перекрывали реку. Река стала совсем похожа на Буготак в нижнем течении, хотя и посложнее, повороты и кусты отдохнуть не дают. Встретилась пара шивер с валом сантиметров 20 – 30, жаль, но я не могу привязать их по карте. Вопрос с резко прибывшей водой остался открытым, так как притока никто не видел.

Около пяти часов, уже на «большой воде» лодка с экипажем Настя и Денис наехали на Носорога, который сидел на бревне, и перевернулись. После этого шли до 19-ти часов, встали на ночевку

Экипажи:
«Тройка» - я и Лена
Двойка «Маури» - Сергей и Олеся
Двойка Носорог – Женя в двух лицах
Лодка Денис и Настя

Сегодня по плану день окончания похода, а мы там, где мы есть. Потери времени: сутки на пешке, сутки на стройке, сутки на погоде.

Может быть, я не прав, но двигаться вчера с «нулевой» группой по всем этим кустам без тренировки мне, кажется, было нереальным.

12.05 воскресение

День был насыщен до упора. Как и предполагалось, ночевали мы километрах в двух выше «петли». Хотя притоков так и не видели, но ориентировались по генеральному направлению долины, которое неплохо просматривается на всем протяжении реки. Воды в петле прибыло очень сильно, сплетающиеся ветки исчезли полностью, пошли шиверы. Причем шиверы шли почти непрерывно, ширина реки 6 – 9 метров, узость реки почти исключает маневрирование. Не совсем правильно подобранно слово, маневрирование не только возможно, но и необходимо, но препятствия просты, и маневрировать приходится мало, тем более что прохождение сходу сразу обрезает большинство вариантов захода на препятствие при прохождении, но, к счастью, все идется очень просто, по центральной струе. На поворотах по-прежнему вминает в береговые кусты. Весь участок, как и вся река, требует постоянного внимания, малейшее расслабление грозит переворотом. Почти на перегибе сделали остановку на обед из-за того, что пробили лодку.

На второй половине «петли» Выдавило с Носорога Женю Бянкина, Женя Гинзбург зачалилась самостоятельно метров через 100 – 150 на тот же берег где остался Женя Бянкин.

Из препятствий: почти на выходе из петли слив через всю реку высотой сантиметров семьдесят, но очень простой для прохождения. Основная высота вала в шиверах около 30 – 40 сантиметрах. В третьей от входа шивере вал доходит до 50 сантиметров. Вся петля была пройдена за две ходки, дальше река теряет мощь, и часто бьется на протоки, где снова встречаются смыкающиеся ветки. Встретилась одна серьезная расческа из накренившейся березы, через всю реку. Катамаран и моя байда под нее торжественно въехали, но все обошлось благополучно, у струи не хватило силы сотворить с нами что-нибудь серьезное. Выход продолжался до 8-ми часов вечера. Деревню Верх-Ики видно издалека, она стоит на высоком берегу. Встали на ночевку в километре выше деревни.

Вечером помыли машины и поставили обтекать. Настя, Сергей и Денис сходили в деревню, Насте удалось позвонить домой. Сергей купил, на почте чаю. Общее отношение местных было доброжелательным.

13.05 Понедельник

Подъем в четыре. До автобуса шли пешком приблизительно минут двадцать, мелкими группами, так как тех, кто был полегче и собрался быстрее я отправил вперед, чтобы если вдруг задержимся, придержали средство передвижения. Автобус ушел из Верх-Иков в 7:50, в Маслянино были около 9-ти. В Черепаново автобус ушел в 10 часов, в 11:45 были на месте, Электричка ушла в 13:30. Около четырех мы были дома.

Выводы и рекомендации

Маршрут, на мой взгляд, совершенно незаслуженно забыт и не хожен за последние годы. В библиотеке зональной МКК не удалось найти никаких материалов, но со слов Белокурова Евгения, который когда-то давно проходил по этим тропам, было известно, что маршрут строго соответствует второй категории сложности. Других людей проходивших этим маршрутом найти не удалось. Из-за вышеперечисленных причин, поход совершался в режиме первопрохода. Кроме того, мы столкнулись с очень большой недостоверностью картографического материала изданного на новосибирской картографической фабрике. Я в своем отчете по возможности постарался хотя бы наметить правильное положение троп и надеюсь, что не внес дополнительных искажений

Малую посещаемость подтвердил и лесник, которого мы встретили. По его словам, на Пихтовый гребень народ еще ходит и немало, хотя и меньше, чем в былые годы, а вот сплавляться за долгие годы мы пришли первые.

Как уже упоминалось выше, маршрут задумывался с двумя целями:

В 1998-мом году мы ходили на реку Елбань, которая должна была быть близкой по условиям к реке Ик, исходя из предыдущего опыта, был сделан выбор судов: две байдарки двойка и тройка, надувная двухместная лодка «Акидель», уфимского производства, и малоразмерный катамаран нашей разработки –Носорог. Наш выбор судов себя полностью оправдал, и оказался близок к оптимальному для данной реки.

Наличие пешей части определило особенно тщательный подбор снаряжения, который не должен был вызвать проблем. Был проведен ремонт не только средств сплава, но и чехлов для байдарок.

Традиционно, сложным оказалось комплектование личного снаряжения для участников похода. Очевидно, что у людей, которые только начинают свою туристическую деятельность, нет пока ни жилетов, ни касок, ни гидрокостюмов. Если жилетами и касками удалось обеспечить всех, то с гидрами было несколько хуже – у двух участников были только штаны, остальное так либо иначе удалось найти, собрать всех одеть обуть, снабдить ковриками спальниками и местами в палатках.

Надеюсь, что своим прохождением по этим забытым тропам мы возродим столь популярный в прошлом маршрут, он того стоит!

Приложения

Картографический материал

Карта пешей части маршрута и основы для лоций составлены мною на основе двух километровой карты Маслянинского района Новосибирской области изданной в городе Новосибирске производственным объединением «Инженерная геодезия» в 1997-ом году. Я перевел ее в масштаб 1:100 000, это не добавило, к сожалению, деталей, но мне удобнее пользоваться картами именно этого масштаба, возможно просто привычка. Надеюсь, что при переводе в другой масштаб и обработке мне удалось избежать дополнительных искажений.

ТопографияОсновы лоций: Лист 1 и Лист 2

Снаряжение

Групповое снаряжение

  Средства Сплава  
1. Байдарка "Таймень 2" (комплект) 26 кг
2. Байдарка "Таймень 3" (комплект) 31 кг
3. Лодка надувная "Акидель" (комплект) 13 кг
4. Катамаран двойка "Носорог" (комплект) 9 кг
  Розница  
1. Палатка каркасная 4 кг
2. Палатка капрон 0,4 кг
3. Полиэтилен для палатки 1,4 кг
4. Морковки 4 штуки 0,6 кг
5. Топоры 2 штуки 2,9 кг
6. Котлы 2,6 кг
7. Фонари 1 штука 0,6 кг
8. Лягушка 1 штука 0,6 кг
9. Кухонный набор 0,3 кг
10. Дежурный мешок 0,5 кг
11. Ремнабор (комплект) 3,5 кг
12. Аптечка 3,7 кг
13. Продукты 64 кг

Общий вес - 164 кг

Ремнабор

1. Бензин 2. Клей резиновый
3. Нитки разные 4. Изолента
5. Ткань типа "дождь" 6. Капрон
7. Брезент 8. Ткань хлопчатобумажная
9. Бинт резиновый 10. Фторопласт
11. Пассатижи 12. Ножницы
13. Шило 14. Надфиль
15. Шкурка наждачная,
крупная
16. Набор игл
17. Наперсток 18. Свечка
19. Ножовка 20. Проволока
21. Гермешок и упаковка    

Вес ремнабора - 3,5 кг

Аптечка

1 Валидол в таблетках 20 30 Гидроперит 10
2 Валокордин 30 мл 31 Стрептоцид 10
3 Валериана 20 32 Пектусин 10
4 Левомицетин 20 33 Глюконат кальция 20
5 Бесалол 20 34 Кислота аскорбиновая 30
6 Уголь активированный 20 35 Аскорутин 20
7 Бинт эластичный 2 36 Аллохол 10
8 Бинт трубчатый 3 37 Максиган 10
9 Бинт стерильный 2 38 Но-шпа 20
10 Бинт широкий 1 39 Пиркофен 20
11 Бинт узкий 2 40 Папазол 10
12 Лейкопластырь в рулоне 2 41 Элеутерококк 50 мл
13 Лейкопластырь бактерицидный 5 42 Глюкоза 20
14 Шприцы разовые 5 43 Маалокс 20
15 Новокаин в ампулах 10 44 Актовегин 1 тюб
16 Кофеин в ампулах 10 45 Мазь гепариновая 1 тюб
17 Аспирин 30 46 Кислота борная 10 г
18 Цитрамон 10 47 Марганцовка 10 г
19 Парацетамол 20 48 Сода 100 г
20 Ампициллин 20 49 Альбуцид 4 фл
21 Димедрол 10 50 Аммиак 5
22 Анальгин 30 51 Звездочка 1
23 Йод 50 мл 52 Кетанов 10
24 Вазелин 1 тюб 53 Кофеин-бензоат натрия в таблетках 20
25 Крем для рук 1 тюб 54 Пипетка 1
26 Йодантипирин 100 55 Градусник 1
27 Долгит крем 1 тюб 56 Ножницы 1
28 Поливитамины 100 57 Булавки 10
29 Спирт 300 мл      

Вес аптечки 3,7 кг

Набор продуктов

1 Тушенка 22 банки
2 Гречка 2,4 кг
3 Манка 2,4 кг
4 Рис 2,4 кг
5 Пшено 2,4 кг
6 Вермишель 6,4 кг
7 Хлеб 12 булок
8 Супчики 3,2 кг
9 Малютка, молоко 3,2 кг
10 Сахар 3,2 кг
11 Колбаса 2,2 кг
12 Сало 2,6 кг
13 Сладости 1,2 кг
14 Лук 1 кг
15 Соль 0,64 кг
16 Масло 1 кг
17 Чай 0,6 кг

Личное снаряжение

1 Каска 8
2 Жилет 8
3 Ножи 8
4 Гидрокостюм 8
5 Одежда  
6 Спальник 8
7 Гигиенические принадлежности  
8 Гермомешок 6
9 Рюкзак 6

Общий вес 137 кг

Итого общий вес снаряжения составил - 301 кг, на женщин легло по 24 кг, а на мужчин пришлось по 51 кг.


Главная Дневники Отчеты Карты Фотографии
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Продвижение сайтов
Hosted by uCoz