У вечернего костра...

Страшилки

Мама говорит дочери:
- Видишь, все получилось так, как я тебе и говорила!
- Мама, а откуда ты все это узнала?
- Мне подсказал мой жизненный опыт.

Девочка задумывается на некоторое время,
а потом изрекает:
- Странно, а почему он мне ничего не сказал?

Сказки для людей младшего и среднего туристического возраста, не противопоказаны и их старшим товарищам.
Все, что будет изложено ниже, не является точным описанием каких-либо случаев, это тот особый жанр туристического фольклора, который передается из уст в уста, байки, которые чаще всего звучат, за рюмкой чая или за кружкой водки, где-нибудь на точке, либо у вечернего костра. Вспоминаются они, обычно, к какому-нибудь подходящему случаю и начинаются, как правило, со вступительных слов: "а вот у нас тогда-то и там-то было..." или "А вот Легендарная Личность мне рассказывал как они...", возможны и другие варианты. Все эти истории, при многократных пересказах приобрели определенную форму, где акценты расставлены в строго установленном порядке, а какие-то детали и обстоятельства с обсидетельствами давно забыты и утеряны. Одно слово - сказки.
А сказка ложь ...
Что лучше потерять: вход или выход...
О том, как Данила чуть Леху не утопил
Мой костер в тумане светит ...
Медвежья охота
Мы на лодочке катались...
Что он нам несет, новый поворот...
Уж сколько раз твердили миру...
Как Тянитолкай поссорился

Что лучше потерять: вход или выход...

В году 96-ом, так получилось, что я вынужден был повести на майские двоечку, некому было. Так как двоечку хотелось провести побыстрее и подешевле, то решили далеко не ехать, а сходить в нашей области по речке Елбань. Тем более, мне в эти места было попасть интересней, чем на короткую двойку где-нибудь на Алтае, там я был относительно недавно, а здесь, по нашему Маслянинскому району, я не гулял года с 78-ого. Надо сказать, что был приятно удивлен. Я уже совсем забыл как красиво у нас тут рядом, совсем под боком. Жаль, что маршрутов выше двойки у нас совсем нет, а двоечки, которые есть все весенние. Так вот, по пути к речке можно заехать в пещерку Барсуковку. Пещерка маленькая, некатегорийная, как выражаются спелеологи, подвалы больше бывают, но тем не менее, все же настоящая пещера. Кроме того, в нашей команде две дамы уже там бывали, так что особых проблем возникнуть не должно было бы. Собственно, о Барсуковке мне и хотелось бы поведать.

Первый этап, с которым мы столкнулись, это поиск пещеры. У спелеологов, это похоже, отдельное развлечение. Так до сих пор и не могу понять, почему от входа не взять пару азимутов от заметных ориентиров, и тогда вход локализуется с точностью до нескольких метров. Почему-то нужно обязательно устроить Поиск, именно так с большой буквы. Побегав по склону часа два, пещеру мы нашли, все желающие собрались, и мы туда спустились.

Повторяюсь, конечно, но пещерка маленькая, пробежали мы ее быстро. Собрались все в нижнем гроте, большая часть решила, что она пойдет, прошу прощения побежит на выход, еще одна странность спелеологов, они почему-то бегают, а не ходят, хотя внешне это совсем не заметно, чаще, по-моему, им приходится ползать и лазать. Повести их должна была одна из девушек в пещере уже бывавшая.

Она собрала группу в кучку, и они двинулись наверх. Надо сказать, что пещерка Барсуковка маленькая, но с небольшой хитринкой: основной ход идет по кольцу, выход не на самом верху, а в одном из отвилков. Таких боковых ходов очень немного, но выходной (или входной?), пожалуй, самый мало заметный. Итак, расклад таков: я сижу в нижнем гроте, вторая девушка, знающая пещеру, лазит по небольшим ходам, ребята побежали наверх, а я от нечего делать слушаю, как там у них дела. Слышу, спускаются, значит проскочили мимо выхода, ладно, бывает. Второй заход происходит явно в более высоком темпе. Снова спускаются, значит опять промашка вышла. Третий заход: тут они уже явно побежали, не в переносном, а в прямом смысле. Пришлось вызвать девушку из нижних ходов и остановить явно запыхавшуюся группу. Тут кто-то и вспомнил одну из любимых фраз пещерных людей, что не найти вход в пещеру это обидно, а вот потерять выход...

Конечно же, на следующем заходе, с немного более опытным проводником, а главное, в совершенно спокойном темпе, мы вышли на поверхность, чему все были очень рады, и что мы, очень неплохо отметили у вечернего костра.

О том, как Данила чуть Леху не утопил

История эта произошла в 89-ом году на Урсуле. Попали мы тогда на очень большую воду. Вода в Замке лила через центральные камни. Я больше такой воды не видел даже на фотографиях. По крайне мере, я даже не слышал больше о том, что кто-то ходил Замок по центру, прыгая с центральных камней (в среднюю воду они торчат из воды метра на полтора - два). Для оценки уровня воды тем, кто знает Урсул, этой информации достаточно.

Команда была слабой, 50% шли по тройке с обносом Замка, и чего-то в Катуни, 50%, по четверке. Когда подошли к Замку, стало ясно, что группа в целом порог не идет, прошли только мы с Андреем, остальные Замок обнесли и шли только Лестницу. Для страховки Лестницы была выставлена двойка, а немного ниже, морковка для принудительной чалки. На страхующую машину я посадил самый сильный экипаж, а на морковку, которая служила принудительной чалкой, поставил Данилу. Опыт у Данилы тогда был только Мундыбаш с Буготаком, но парень он был, вроде бы, сообразительный, да и морковку кидал неплохо.

Прохождение порога было в режиме катания. То есть, машина проходила, заносилась опять к началу порога, на ней менялся экипаж, и снова прохождение. Я только что прошел порог с Татьяной и вытаскивал катамаран на берег, вдруг вижу, что мимо меня проплыла ложка, что-то у меня в сердце екнуло. Я бросил Татьяну с катамараном на склоне, а надо сказать, что склон, где мы вытаскивали машины был довольно крут, катамаран, оставленный сам по себе, норовил сползти в реку, то есть, его держать приходилось, а сам кинулся к месту страховки выяснить, что произошло. Пробегаю, я мимо места принудительной чалки и вижу, что морковка как струна натянута, и никого больше не видно. Я бегу вниз, и тут мне открывается картинка, которую я попробовал изобразить на рисунке.Схема ситуации Морковка с принудительной чалки с кем-то болтается в сливе у самого берега. Тот, кого в этом сливе полощет, едва воздуха хватануть успевает, но моркву не выпускает. Данила стоит в метре над всем этим и спокойно так наблюдает. Я, со звуками, соответствующими ситуации, хватаю веревку, и вместе с начавшим действовать Данилой выволакиваю пострадавшего на берег. Им оказался Леха. Спрашиваю, где машина, он мне рукой машет - вниз ушла. То же подтверждает и Данила, добавив, что Костя перевернулся. Бросаю взгляд на страховку, а она спокойно стоит на берегу и ждет следующую машину. Снова вспоминаю родной язык, который я когда-то освоил на просторах Монголии, когда там отдавал два года Родине, бегу к страховке, а они спокойны, как доисторические мамонты на родном пастбище, и ничего понять не могут. Что кто-то перевернулся они не видели и не слышали, ведь Леха с Костей все прошли нормально, уже почти зачалились... Отбираю каску и жилет, прыгаю с Андреем на катамаран, и в погоню за Костей. Его мы взяли почти в километре ниже, он нас спокойно ждал на камушке посередь реки вместе с машиной.

Когда все собрались в кучу, мне наконец удалось понять, что же произошло. Ситуация развивалась следующим образом: Леха с Костей прошли Лестницу вполне успешно, Данила вовремя и точно кинул им морковку, Леха ее поймал, и в этот момент Мишель с Андреем потеряли к ним интерес, стали ожидать следующего прохода. Но именно в этот момент все и началось! Леха, который поймал морковку, решил, что мужик он сильный (а так оно и было), и катамаран он и так зачалит, не наматывая морковку на раму. Веревка натягивается и благополучно выдергивает его с машины. Костя проходит чуть-чуть и столь же благополучно ложится к верху килем в том самом сливе у самого берега высотой 25 - 30 см, в котором потом полоскало Леху. Страхующие всего этого, конечно же, не видят, он заняты ожиданием. Но самым интересным был ответ Данилы на мой вопрос:
- Почему ты Леху не вытаскивал, ведь он у самого берега был?
- А я ждал когда его маятником к берегу прибьет!

...

В этой же ситуации потом выплыл еще один интересный момент, о котором стоит рассказать отдельно. Когда мы стали подсчитывать потери, выяснилось, что утеряна ложка и каска. Причем оба и Костя и Леха вышли на берег с ложками. После того, как все немного успокоились, стало ясно, что когда Леху выдергивало, свою ложку он потерял, но вместо рамы ухватил запаску, с ней и вышел на берег. Осознал он это только после того, как своей ложки на берегу не нашел, а единственная оставшаяся была опознана, как запаска с их машины.

Что касается каски, то вместо утерянной мы сшили "ушанку" из пенок и авизента. Она до сих пор хранится со снаряжом и иногда оказывается востребованной.

Мой костер в тумане светит ...

Место где разворачивались события, я хорошо помню, потому что мы с этого места уходили, а группа, о которой пойдет речь дальше, только подошла и заняла наш базовый лагерь, с еще горячими углями.

Река Тентек, выше деревни Голубев Запор, точнее, на окраине деревни. В этом месте базу ставят традиционно почти все группы, которые собираются идти верхние препятствия Тентека. Ситуация, в целом, простая: до деревни регулярного автобусного сообщения не было, а машины везти отказывались, так как рядом застава, и в любой момент могли проверить документы. А какому водителю хочется, чтобы его ловили на незаконном промысле, тем более, что год был 88-ой и советские законы еще очень даже действовали. Поэтому до Голубева Запора добирались пешком, километров 6 - 10 по полям на полке над Тентеком. Когда приходили, а приходили, как правило, под вечер, и ставили лагерь, тащиться дальше по косогору или по верху ни у кого желания не возникало, поэтому Базу оставляли около деревни, а строились километрах в двух выше (схема у меня не в масштабе нарисована). Так поступили и мы, и те кто стали героями этой истории. Схема базового лагеря, снежника и места строительства

До места строительства тропа, конечно, не асфальтированная дорожка, но очень даже неплохая, хотя идет то вверх то вниз. Но есть там одно место, где, видимо, лавинный сброс образовал мощный нависающий над рекой снежник. Снежник этот в прямой видимости базового лагеря, по прямой метров 300 - 400. Снежник уже у нас был крайне неприятным, напитан водой, тяжелый, было ощущение, что он в любой момент может уйти в реку. Крутизна склона, наверное, градусов 60, стоя прямо, поднятой рукой касаешься склона. Мы над ним повесили перила и ходили по одному, цепляясь карабином за веревку.

Ребята, которые пришли за нами, веревку вешать не стали, а ходили со страховкой, что называется, дело вкуса. Собственно, по описанию обстановки, пожалуй, все, единственное, что, пожалуй, стоит отметить, что погода была солнечная, жаркая, такая какая частенько бывает в Казахстане в начале мая.

Строиться они, естественно, ушли с утра пораньше, возвращались вечером. Так как погода была жаркой, то одеты все были соответственно в маячки и шортики. При возвращении, вдруг, кто-то у самого снежника вспомнил, что забыл чего-то на месте строительства, а у снежника его осталась ждать девушка. Может, наоборот, побежала девушка, а парень остался ждать, не помню, да и не суть важно. Пока он бегал, пока искал, пока вернулся, начало смеркаться. Когда они, наконец, были готовы пересекать снежник, они на него внимательней посмотрели им по нему идти совсем не захотелось. За день он еще подтаял и стал совсем неприятным. Тогда они решили поискать обход.

Полезли вверх. А ситуация там такова: сам снежник по высоте метров 40 - 50, а прямо над ним начинается почти вертикальный обрыв, еще метров на 60 - 70 высотой. Сам обход искал, до того, как мы перила повесили. Да и погода начала портится, становилось холодно. Темнеет в горах быстро, так что очень скоро они вообще потерялись, где снежник, где тропа, кругом конгломератник, все из-под рук и ног сыпется, кустарники, того и гляди, за ноги зацепят и полетишь до самого Тентека, и пойдешь самосплавом до лагеря, склон-то, напоминаю, градусов шестьдесят будет. А тут еще дождик моросить начал.

Такое тоже бывает. На следующий год в тех же местах мы решили спать без палатки и полиэтилена поверх спальников, а часа в два ночи проснулись оттого, что нас дождем поливает. Сушились до утра, а к обеду еще и снег пошел.

У ребят снег не пошел, им даже повезло - они нашли огромный нависающий камень и сидели до утра хотя бы в сухости, хотя и замерзли отчаянно. Самое интересное в этой ситуации было то, что сидели они на куче дров, сухих, наваленных по неизвестной мне причине, под этот камень, а вот огня развести не могли, спичек не было!

Но на этом история не закончилась. Оставшиеся в лагере поняли, что ребята застряли на снежнике, что стынуть они будут отчаянно, что вообще это все может кончиться очень печально и решили выручать. Идти по темноте по откосу они решили, что не стоит. Наверно, в этом они были правы. Они спустили двух человек на веревке с полки, и те двинулись на поиски пострадавших. Но найти им никого не удалось, вместо этого они потеряли веревку, на которой их спустили, и вынуждены были тоже зависнуть на склоне до утра. Одеты они были существенно лучше, но вот с нависающим камнем им не повезло. Дров на склоне они так же находили немало но костер развести даже не пытались, догадайтесь сами - почему? Вы абсолютно правы! Приз в студию! Конечно же, спичек у них не было, как и у первой пары Так что за ночь они тоже промокли и вымерзли. Итого: всю ночь четыре человека мокли и мерзли в прямой видимости родного костра, понятно, что в лагере не спали, да и деревенские огни не хуже костра видно было.

Утром и тех и других нашли в разных местах в 40 - 50 метрах от снежника и друг от друга. Ни первые, ни вторые в лагерь вернуться уже сами не пытались, понимали, что сил уже мало. Вот такая получилась история. Обидно, да?

Медвежья охота

История эта была рассказана мне в году, этак, 95-ом Женей Полькиным, он ее то же где-то когда-то от кого-то слышал. Непосредственно к туризму она отношения не имеет, но психологическая картинка в ней нарисованная, по-моему, очень характерна и может быть применена к любой деятельности связанной с риском для жизни. Рассказ ведется от первого лица, но большая просьба не принимать описанное, как то, что это случилось со мной, увы, я никогда не увлекался охотой...

Как-то меня взяли на охоту на медведя. Самого мишку уже выследили и было известно, конечно примерно, куда он должен выйти, когда его погонят. Естественно, что на самые перспективные номера были поставлены мы, то есть гости. Для меня охота на медведя была первой в жизни, да вообще медведя я видел, когда-то давно, чуть ли не в детстве, в зоопарке, да и то, как я теперь понимаю, был там не медведь, а медвежонок-подросток. Конечно же, перед тем как выйти в поле, разговоров, рассказов, охотничьих баек и инструкций было море разливанное, особенно предыдущим вечером.

Главное что я понял, что нельзя спешить, психовать и дергаться. Когда медведь на тебя выйдет, нужно прицелиться в определенное место и выстрелить. Все это мне казалось очень простым, тем более, что, без ложной скромности, стреляю я очень хорошо, призы брал многократно. И никак я не мог понять, почему медвежья охота вызывает столько эмоций? Ну дождался ты мишу, ну подпустил на сколько надо, ну выстрелил, что тут такого? Да я с такого расстояния в рублевку из ста раз девяносто девять попаду, а сотый в миллиметре положу!

Ну, вот. Вышли мы, расставили нас по номерам, стоим, ждем. Слышу шум, ага вот он и медведь на меня вышел, значит повезло. Никак я не ожидал, правда, что он такой огромный окажется, но внутренне я совершенно спокоен, руки не дрожат, дыхание вроде не перехватывает, поднимаю ружье, прицеливаюсь, жду пока подойдет на нужную дистанцию, а сам к себе прислушиваюсь нет все, вроде бы, в порядке, не дергаюсь не психую, руки не трясутся. Пора стрелять. Начинаю давить на спусковой крючок, а выстрела, что-то долго нет. Внутренне, как бы со стороны, продолжаю к себе прислушиваться, нет псих не хватает, все спокойно, ствол не гуляет. Давлю дальше, а выстрела все нет и нет, что-то у спускового крючка ход великоват стал, то ли кто настройку сменил? А внутри я по прежнему спокоен, даже сам себе нравлюсь. Ну вот наконец выстрел! Но медведь не падает а на нас идти продолжает! Но егеря, нас страховавшие, тоже стрелять начали, медведя завалили. Тут конечно все вместе собрались обсуждать начали, что да как, а егерь ко мне подходит, тихо в сторону отводит и так же тихонько спрашивает:
- Что ж ты не стрелял-то, медведь и задрать ведь мог?
- Как, - говорю, - не стрелял, стрелял, только медведь дальше пошел!
- Не было выстрела, - говорит егерь.
- Да, как не было, вот смотри патрон ! - поднимаю ствол и мы оба видим, что я у моего ружья спусковой крючок обломил...

Потом оказалось, что я ружье с предохранителя снять забыл, вот оно никак выстрелить и не могло, а то, что я за выстрел принял, видимо, был звук сломанного курка...

Мы на лодочке катались...

История эта полна чудес и необъяснимых событий и действий. Я изложу ее так, как помню, хотя за давностью уже забылось даже в каком году она произошла - то ли 93-ем то ли в 94-ом. А вот Женя подсказывает, что в 93-ем. Проходила стандартная весенняя двойка по Катуни, вернее должна была быть стандартной. Ну вот Женя, опять, меня поправляет, что двойка была не весенней а июньской. Руководитель, как почти всегда в таких случаях у нас бывает, опыт участия имел большой, скорее всего пять уже прошел, а вот опыта руководства только Буготак. Опять память подвела, Женя поправляет, что до этого он успел ее на Мундыбаш сводить, ну да это для излагаемого мной, собственно говоря, неважно. Команда, опять же для двойки дело совершенно нормальное, сплошь новички. Правда, необходимо отметить, что двое, были из тех, кто у нас в секции тусовался давно, а вот реальный водный поход у них тоже был второй в жизни, правда, у девушки была спелеологическая двойка, и сама она была существенно крупнее и сильнее парня, с которым на двойку их посадил руководитель, это в последствии оказалось немаловажно. Парень, тоже персонаж не самый простой, постепенно мы выяснили, что он из тех людей, с которыми обязательно что-нибудь случается, да и фантазер он был еще тот, но стало это нам известно потом. Но так уж получилось, что руководитель и собрал их на одну двойку.

Построились они в Чемале, но со стартом, как обычно, получались какие-то нескладушки и руководитель, чтобы как-то ускорить процесс скомандовал первым, кто собрался отчаливать пройти немного, поискать хорошее место для ночевки, зачалиться и ждать остальных. Ребята отчаливают и уходят за поворот, остальная часть группы, через некоторое время двигается за ними, проходят пятнадцать минут, ребят нигде нет, проходят полчаса ребят нет, проходят час нет. Тут на берегу какая-то группа стоит, они к ним: "Двойку не видели?" "Видели, говорят: красную такую". Тут до руководителя доходит, что идут его ребята не просто так, не место чалки ищут, а идут на перевернутой машине. Он за ними дальше, но дело к вечеру, у него еще четыре человека, рисковать права нет, он встает на ночевку.

А в это время ребята, которые перевернулись почти сразу за первым поворотом, сидят на перевернутой машине посередь Катуни и ждут, когда она, родная, их куда-нибудь выбросит, так как грести они не могут, хотя весла при перевороте у них сохранились, потому что парень сказал, что у него искусственный сустав, и он у него отказал. В Катуни вода была большая, и она матушка несла их долго и со вкусом, уж не помню, куда они в таком виде доехали, опять Женя подсказывает, что до Камышлы, но ехали не меньше часов трех - четырех, и на ночевку остановились только тогда, когда Катуни они, видимо, надоели, и она, разлившаяся, их в затопленный лес завезла. Тут они поняли, что дальше их не повезут, и они, наконец-то решили, что пора ночевать. Ночевка, конечно, тоже была веселая, хотя подробности ее мне неизвестны. Утром все встретились и дальше шли без особых происшествий.

В качестве эпилога можно сказать, что в скором времени они поженились, и какое-то время прожили вместе.

Что он нам несет, новый поворот...

Эту историю я обычно вспоминаю, когда речь заходит о том, как на ровном месте может возникнуть "СИТУАЦИЯ в ситуацитом году". Шли мы по Чуе от Чибита, если кто помнит, там километрах в десяти ниже начала сплава Бельгербашские разбои, вот в них-то все и произошло.

Шел я тогда с Маринкой, опыт у нее был какая-то тройка, может быть Песчанка, может быть что-то другое, не помню, давно было, в 90-ом году. Шли мы по пятерке, а она была тридцати-процентницей, кроме того, единственной девушкой в группе. Машина наша, Носорог, мелкая: 45 в диаметре, 3,20 по раскрою, кроме того изрядно забананеная, это для тех, кто не помнит его. Был я руководителем, и, естественно, двигался первым. Когда шли по протокам, я заглядывал за угол и если, что не так - давал команду остальным.

Стандартная ситуация:Схема места заглянул за угол и вижу, что поперек русла на воде лежит лесина, что-то типа елки, ветки в воде, ствол над поверхностью. Чалимся на правый берег, то есть на остров, чтобы перебросить машину в следующую протоку. Но сразу выходить на берег не стал, ждал следующего, чтобы скомандовать ему уходить дальше. После того, как голова колонны двинулась дальше, говорю Маринке: выходи на берег.

А надо еще добавить, что стояли мы носами вверх по течению, на слабенькой струйке. Я у берега, придерживал машину рукой за какие-то корни, глубина под нами была приличная, так что выходить надо было по машине. Я наблюдал за проходящими и совсем не смотрел, что делает мой матрос.

А Маринка, тем временем, пошла на берег по носам катамарана. Когда она встала на мою гондолу, я, вдруг, почувствовал, что происходит, что-то не то. Сначала посмотрел на Маринку, но она не падала, глянул на берег: корни не вырывает, только потом глянул на носы катамарана и мне все стало ясно, Она (Маринка) загрузила нос, и струя его уже начала подламывать. Сделать я уже ничего не успел, даже крикнуть. Мгновение, и все резко изменилось.

Хотя я по-прежнему держусь за берег, но я не на машине, а в воде, и держу машину, изображая из себя чалку. Маринка довольно споро удаляется от меня в сторону расчески. Скорее всего, из того положения веревки, в котором я находился, я мог бы выбраться на берег сам и вытащить Носорога, но на это ушло бы достаточно много времени, а я, почему-то вдруг ясно вспомнил случай, который мы разбирали меньше года назад, когда девчонка, упав в воду, попала в кусты и не смогла выбраться из-под рюкзака. Тогда я совершенно сознательно "отвязался" от берега и стал направлять катамаран вслед за моим матросом. Я надеялся, что даже если зацепит Маринку ветвями, то машина со мной вместе проломит любые ветки этой чертовой лесины.

Собственно, все так и получилось. Маринку под деревом притормозило, мы ее оттуда вышибли, какое-то время придержало и нас с Носорогом, я уже даже собрался отпускаться, но тут и нас пробросило. Казалось бы, все неприятности позади. Я вынырнул, уселся на раму, увидел на берегу Маринку, которая держала весло, но была без кеда. Успокоившись и осмотревшись, увидел, что размоталась морковка. Начал ее собирать в кучку. Хорошо помню, что только я подумал не "зацепило бы", как, однако шаман, меня рвануло за ноги, и я оказался в положении, изображенном на следующем рисунке.

Такой получился бутербродВеревку захлестнуло мне за щиколотки и где-то далеко зацепило под водой, а сама веревка была закреплена за раму катамарана. Короче, оказался я в бутерброде, исполняя роль хлебобулочного изделия. Струя, которая меня давила, была не настолько сильна, чтобы притопить меня совсем, по крайней мере, мне удавалось отдавив катамаран повисеть на гондоле и подышать, но достаточно сильна, чтобы не позволять мне влегкую дотянуться до веревки. Когда я пытался расслабиться, вода начинала заливать мне лицо. Рядом я веревку не нащупал, а единственное место, как мне тогда казалось, где я ее мог достать было там, где меня спутало. Сколько по времени заняли мои попытки перерезать веревку, и сколько я их сделал, я не помню. Но когда я уже совсем выбился из сил и, как мне казалось, последний раз выбрался на гондолу подышать, мимо меня прошла наша последняя машина. Прошла метрах в пятнадцати - двадцати. Я попытался крикнуть ребятам, что мне совсем плохо и позвать, но вместо крика получился какой-то шепот, а мои призывные махания рукой они восприняли, как то, что у меня все хорошо, и помощь мне не нужна.

Ног я уже не чувствовал совсем, руки работали плохо, в глазах крутились искорки. Мне тогда показалось, что если я со следующей попытки не перережу эту чертову шестерку, то дальше мне уже все будет все равно, и я буду отдыхать как раз до второго пришествия. Я повисел сверху, подольше, как смог надышался и занырнул последний раз. До веревки я все же достал, благо нож был острым, веревка натянутой, и перерезалась она, как нитка.

Вымотало меня капитально, кроме того, когда я вылез на берег я понял, что я еще и выстыл, от холода, меня колотило как на вибростенде. Так что пришлось обедать. Хорошо, что было солнечно и тепло, я набрался тепла заклеил гидру, зашил штаны. На гидре оказалось четыре пореза, около десятка на штанах, так что работы хватило.

Уж сколько раз твердили миру...

Эта история разбиралась на одном из совещаний по безопасности водного туризма в конце восьмидесятых годов, которые проводил Илья Гинзбург у нас в Новосибирском Академгородке. Народ туда съезжался не только из Сибири и Дальнего Востока, но и из-за Урала. Так что восстановить, кто эту историю поведал, я не могу. Да и неважно это, сказка не должна иметь конкретных героев, образ должен быть собирательным. Но вот место, хотя бы приблизительное указать надо, иначе трудно оценить и уровень команды, и серьезность ситуации. Так вот, происходило все в Нижнем каньоне Башкауса, чуть ли не на выходе из Камикадзе, по сложности порога почти точно, но вот по месту не уверен, там таких мест хватает.

Короче, для прохождения порога, было решено выставить живца. Берега в тех местах отвратительные, и чтобы спуститься ниже порога, необходимо потратить кучу времени, поэтому два человека из группы стартовали раньше, чтобы поставить страховку, а машины должны были стартовать "по часам". Ребята, придя на место, осмотрелись, поставили страховку, короче, все сделали как надо, и решили проверить, как далеко они смогут взять клиента. Живец прыгнул в воду, старательно отработал, его, как положено, понесло вниз по течению, а тут и вылезла их ошибка при установке страховки.

Веревка перехлестнула камень, торчащий посреди реки, и живец сразу стал пострадавшим, так как завис в струе, и его начало, естественно, притапливать, силы струи, видимо, на это вполне хватило. Впрочем, сама по себе эта ситуация была бы достаточно безобидной, если бы живец мог освободиться от веревки. Но отвязаться он не смог, или узлы затянулись, или где-то были завязаны в неудобном месте, так что болтался он в струе как какая-нибудь блесенка. Ножа у него не оказалось, так что вся надежда была на напарника.

Тот, кто остался на берегу, когда осознал, что живца теперь самого спасать надо, начал предпринимать соответствующие моменту движения телом. Первым делом он совершил ошибку, которую совершают почти все, попытался вытянуть за веревку. Дело абсолютно бесперспективное, но какое-то время оно съело. Хорошо, что человек оказался не прапорщиком из анекдота, и не стал трясти, а задумался, что делать дальше. Дальше он попробовал развязать узел, но тот под нагрузкой, тоже развязываться отказался. Тогда он нашел место, где веревка лежала на камне, взял другой камень и веревку перебил, чем и освободил несчастного. Как вы думаете, почему процесс занял столько времени и потребовал стольких манипуляций? Вы правы, и у него ножа не оказалось.

В качестве эпилога: ребята, которые шли на плотах, благополучно порог прошли, причем, по утверждению рассказчика, чуть ли не по живцу, того не заметив. Каково же было их удивление, когда в момент чалки на них выплыло, замученное тяжелой неволей тело их товарища. Благо то, что он остался жив, то есть, его напарник все сделал достаточно быстро, а не впал в ступор при одной из неудач.

Как Тянитолкай поссорился

История тоже давняя, как сказали бы несколько лет назад, произошло все это в 87-мом лохматом году. Привычки вести дневники в походах у меня тогда еще не было, поэтому точного места теперь я вспомнить уже не могу. Шли мы по Башкаусу. Участок был проходной, то есть никаких серьезных препятствий не было. Помню только, что берега там были скалистыми и высокими, вполне возможно, что было это на каком-нибудь прогоне в каньоне Колючий.

Предварительно надо немного объяснить, что четверка была собрана из, скажем так, ребят разной школы, как бы сборная, были там кемеровчане, были и наши. Наверное поэтому у них шли постоянные разногласия о том, кто больше работает, кому тяжелее. В целом-то споры старые, известные, проистекали они еще с плотов, когда спорили носовая и кормовая греби. Как мне рассказывали байку, которая, может быть, представляет собой кульминацию этих плотовых споров: однажды, когда плот перевернулся, и начался разбор полетов, загребной передней греби заявил: "Не знаю, что мы делали неправильно, но наша-то половина плота порог прошла!" Вот нечто подобное происходило на нашей четверке - нос с кормой мир не брал.

Собственно, место, где все произошло, можно описать так: прямой участок реки с плавным, но быстрым течением шириной метров 70 - 80. Небольшое локальное расширение русла приблизительно до 100 метров. Ровно по средине стоит "дом", метров пять в диаметре и высотой около трех, скорее не "дом" а "крыша дома" торчит над водой.

Четверка спорщиков идет первой, мы идем вторыми метрах в тридцати за ними. Нам хорошо слышно, как они спорят. Место спокойное, все расслаблены, впереди эта "крыша", два гребка и ушел. Но спорщики увлечены настолько, что, похоже, перестали замечать что-либо вокруг. Их медленно и торжественно наваливает полулагом на этот камень, корму подсасывает, и они медленно ложатся через корму по диагонали. Самое интересное, что после переворота они вместо того, чтобы вытаскивать машину на берег продолжают спорить о том, кто прав кто виноват! Только резкое вмешательство руководителя приводит их немного в себя. Мы выбираемся на берег и встаем на ночевку, хотя могли бы в этот день еще немало пройти...

Главная Дневники Отчеты Карты Фотографии Официоз
Регистрация ООО фирм и безупречная ликвидация компании