Реконструкция трагедии

Я хотел бы сразу, в начале своей реконструкции,
сказать о том, что спустя год я сам был на месте этой трагедии.
Уровень воды был сантиметров на пятнадцать - двадцать ниже,
чем год назад, но это принципиально не могло изменить
характер и сложность участка (по крайней мере, по моим оценкам).
Поэтому для начала я хочу поместить свое описание места,
где все и случилось.

Где все случилось.

Схема

Вдоль острова в правой протоке ширина реки 20 - 25 метров.

Перепад не очень большой.

Скорость струи средняя.

В центральной части русла, чуть ближе к правому берегу, цепочка валов высотой 0,4 - 0,6 метра. Я подошел в брод к самой цепочке, глубина сантиметров пятьдесят - семьдесят, давит, слабо.

В конце острова начинается плавный правый локальный поворот русла.

Вода в левой протоке почти стоячая, глубина сантиметров шестьдесят.

Соединение проток воды почти не добавляет. ("На глаз" не заметно).

Через 5 - 6 метров после слияния русло локально чуть-чуть сужается приблизительно до 18 - 22 метров.

Сам поворот практически "чист" - нет ни камней ни вала (плюшки высотой 15 -30 сантиметров принимать всерьез нельзя).

В конце локального поворота - пологий слив-горка при перепаде 1 - 1,5 метра и длинной 6 - 8 метров.

На самом сливе струя сильно замедляется из-за обилия полуобливных камней, поэтому за ним просто вал высотой около 0,5 метра, цепочка этих валов по протяженности не более 4 - 6 метров. За сливом-горкой, в конце цепочки валов перед расширением русла у самого берега, практически он выходит на берег (теперь на нем памятник), валун диаметром около 3 метров.

За камнем - тишка протяженностью метров 5. Похоже, именно в этой тишке и стоял первый катамаран.

Далее - локальный пологий правый поворот, переходящий в прямой участок протяженностью метров 200 - 250.

Ширина участка 35 - 45 метров.

Скорость струи средняя.

На расстоянии метров 20 от валуна начинается гряда камней, уходящих к левому берегу и переходящих в сплошной забор из валунов от 1,5 до 3 метров. Гряда начинается приблизительно на одной трети ширины русла от левого берега.

Вода, которая попадает в этот каменный мешок, медленно вытекает вправо, в главное русло.

Метров через 300 от слива - горки начинается следующий порог.

На этом прогонном участке просто быстроток, камней нет, те же плюшки сантиметров по тридцать не больше.

В дальнейшем реконструкцию я намерен сопровождать своими комментариями, которые буду отмечать курсивом, чтобы при чтении легко было разделить события и мои размышления.

Ход событий.

Итак: маршрут начался со станции Лужба 8.06.96г. На учет в КСС по общему согласию группа вставать не стала.

Прямо скажу, осуждать их за это у меня язык не поворачивается. При сложившейся системе у ПСС и КСС их функции практически сводятся к сбору денег и вывозу пострадавших, причем, за счет самих пострадавших. Это никоим образом не связано с тем, вставали вы на учет или нет. То есть, даже принцип Госстраха не действует. Так, мы оплатили все два часа вертолета, более десяти миллионов рублей, а это был плановый рейс, которым производилась заброска продуктов по приютам, а ребят подобрали по пути. Причем, нам было сказано, что вертолет не взлетит пока денег не будет. А пробовали ли вы во второй половине дня в пятницу найти такую сумму?
Кроме того, стоит и упомянуть ту информацию, которая прошла по NTSC от имени ПСС, где о каком-то знании, что же произошло на самом деле говорить просто не приходится.

В первые четыре дня дошли до ручья Поднебесного, сделали радиальный выход к озеру Выпускников и горе Большой Зуб. Все в соответствии с запланированным маршрутом.

Одиннадцатого июня с утра погода испортилась, пошел дождь. Группа прошла почти до устья реки Шалов, не дошли примерно километр. Поставили базовый лагерь, (планировалось базу ставить на Нижнем Тайжесу), решили попробовать переждать дождь.

Двенадцатого дождь не прекращался. Решили с радиалкой подождать, а пока построиться. Поэтому двенадцатого утром пошли на Тайжесу, взяв с собой машины, строиться. Погода не улучшалась, поэтому в радиальный выход решили вообще не идти, а тринадцатого начать сплав. В этот день полностью закончили рамы и вернулись в базовый лагерь. Тринадцатого встали и позавтракали около десяти часов утра, дежурные встали несколько раньше. Из лагеря вышли около двенадцати. Дорога от базы до Тайжесу заняла от полутора до двух часов, по пути прятались от дождя, смотрели реку, судя по всему, больше всех разведками занимался Николай. К двум часам пришли на место строительства. Достраивались около часа, это около трех часов дня, потом обед в четыре, в пять - полшестого начали одеваться. К сплаву были, судя по всему, готовы чуть за шесть.

По теме раскладки по времени необходимо отметить, что время указано новосибирское, дальше во всех рассказах, объяснительных и так далее время расходится плюс - минус полчаса, что вполне объяснимо: никто специально хронометраж не вел, путалось время местное ( плюс час к новосибирскому) и новосибирское. Поэтому я здесь даю усредненную раскладку, которая отличается от всех. Кроме того, новосибирское и местное время появилось года четыре назад, до этого мы жили в одном часовом поясе.

Дальше Дмитрий и Андрей занеслись вверх по Тайжесу метров на пятьсот и сплавились до устья. Потом Николай провел инструктаж, наметил место следующей чалки, и они начали сплав. На все это, по моим расчетам, должно было уйти не менее сорока минут, итого, сплав был начат около семи часов вечера.

Что касается реки Нижний Тайжесу, то эта река по расходу близка к Издревой в Новосибирской области, то есть почти ручей. Что о времени начала сплава, то очень трудно удержаться, когда машины уже готовы, а участок впереди прост, да и пешком снова идти не очень-то, видимо, хотелось. Короче, исходная ситуация: впереди не самый сложный участок протяженностью около трех километров, и три часа светлого времени, плюс к тому, выглянуло солнышко - настроение улучшилось. Да и "большая" плотность населения: место строительства практически на тропе. Кто без греха - пусть бросит камень...

Порядок движения машин был выбран следующий: Николай - Ольга первые, Кравченко - Кичегешева вторые, Дмитрий - Андрей третьи. Сразу от начала сплава (по лоции Гаранина) начинался порог 3.54Т. Прошли его нормально, без особых проблем. Зачалились на лесистый остров для дальнейшего просмотра порога 3.55Т. Посмотрев его, решили, что Николай и Ольга уходят вперед, чалятся в конце острова и ждут остальных. Николай поинтересовался: "Как идется?", Дима сказал, что все нормально, а Сергей, что тяжело, но он справляется. На этот этап сплава должно было уйти около получаса, значит, следующий начался где-то около половины восьмого.

Николай и Ольга проходят порог очень легко, Николай с наплыва оценивает следующий участок (а может быть помнит по дневным разведкам, и то и другое ему по силам), проходит слив-горку и встает за валуном для фотографирования. Он, сидя на машине, удерживает ее у берега, а Ольга, тоже не сходя с катамарана, фотографирует.

В это время Кравченко и Кичегешева, отпустив их метров на двести, стартуют. На старте они немного замешкались (сели на какие-то береговые камни), Николай и Ольга уходят за поворот. Наконец они стартуют, следом за ними, на расстоянии метров пятьдесят, стартуют Дмитрий и Андрей. Просмотренный участок проходят нормально.

Ольга их снимает (вторую двойку) и начинает прятать фотоаппарат. Именно в этот момент произошел переворот. Никто его не видел, по крайней мере, никто не мог сказать как все произошло.

Комментировать этот этап сплава очень трудно, именно потому, что он непосредственно предшествовал перевороту который привел к трагедии. Имел ли право Николай в "полете" менять место чалки? Должен ли он был поставить береговую страховку (страховка с берега, судя по всему, им вообще не планировалась, иначе бы он взял не один страховочный конец, а, как минимум, три). Ответить на эти вопросы сложно, очень сложно. Я не знаю о чем и как думал Николай, но, думаю, я поступил бы также. Попробую привести свои рассуждения.
Первое: с носа острова очень плохо просматривается характер последнего участка, а с воды он должен читаться очень легко (у Николая очень большой опыт движения сходу, в свое время нами были в таком ключе пройдены Лепсы и Кок-Су, специально чтобы научиться).
Второе: при чалке на остров для дальнейшей разведки надо было бродить протоку (ширина у слияния метра четыре, глубина чуть выше пояса, вода практически стоячая).
Эти две причины вполне, на мой взгляд, были веским основанием для смены места оговоренной чалки. Думаю, что он этот вариант предполагал еще во время разведки, если это так, жаль, что он не поделился этой возможностью с остальными.
На обсуждении рассматривался вариант, не пронесло ли его вообще мимо намеченной чалки. Я видел это место, знаю, как он ходит, думаю, что даже если он все проспал, он бы там не мог не зачалиться. Теперь о методе страховки. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы.
Страховка с берега предполагает, что клиент должен взять эту самую веревку, что происходит далеко не всегда, даже если он в сознании и активен. (Происходит это по разным причинам: не видят веревки, заняты чем-то другим, просто "тормозят" от неожиданности, да мало ли других причин).
Второе: этой страховкой с берега еще нужно в клиента попасть, что в горячке спасаловки тоже не всегда получается.
Третье: страховка с берега возможна только вне струи, иначе клиента просто хорошо притапливает, то есть не всегда место, где можно страховать совпадает с местом, где надо ловить.
Главное достоинство, на мой взгляд, страховки с берега не надежность, а то, что она практически не несет риска страхующим.
Страховка с воды почти всегда позволяет взять клиента, даже в пороге, но она всегда сопряжена с риском для тех кто страхует.
Хороший результат дает сочетание этих видов, но требует такая страховка больших временных и людских ресурсов, что на простом месте не оправдано. А этот участок я тоже оценил как очень простой.

Теперь о самом перевороте. Как я писал выше, его никто толком не видел или не запомнил. Поэтому здесь я просто процитирую участников событий.

Николай:
1.Переворот произошел на сливе. Машина Кравченко - Кичегешевой двигалась справа налево на расстоянии около 15м от берегов, пересекая струю. Конкретно указать причину переворота я не могу, т.к. не запомнил.
2.Нет, они легли вместе. Шли носом влево, из-за камня вошли лагом в слив. Перевернулись через Ирину, Сергея выбросило на 3м вперед, и он сразу пошел отдельно.

Ольга:
Я стала убирать фотоаппарат. В этот момент я услышала возглас Николая и, подняв голову, увидела перевернутую 2-ю машину и идущих отдельно от нее Ирину и Сергея.

Дмитрий:
1.Видел как мелькнул катамаран. Похоже, при заходе на слив они налетели на камень, легли через диагональ. Сергей сидел слева, Ирина сидела справа. Сам заход на слив не видел.
2.Как произошел переворот второй машины я в деталях не видел, заметил только мелькнувший катамаран в последней фазе переворота.
3.Впечатление, что наехали правой гондолой, киль через левый нос.
4.Из тех фрагментов, что я видел, могу, предположить, что перед сливом высотой 1 - 1,5м они зацепили камень, их развернуло примерно на 50° вправо, левым передним углом катамарана они воткнулись в бочку под сливом. Произошел переворот.

Андрей:
1.Видел катамаран, стоявший на одной гондоле, и Сергея на расстоянии 1,5 - 2м от машины. Предполагаю, что перевернулись через Ирину.
2.Далее помню статическую картину: вторая машина стоит на правой гондоле вертикально, Сергей в воде впереди машины. Мы в этом месте прошли без особых сложностей (я не заметил ничего сложного).

Вот, пожалуй, и все, остались бы живы ребята, может и рассказали бы чего...

Ситуация такова, что как они перевернулись можно только предполагать. Я думаю, что в том месте нормально загруженная машина кильнуться просто не могла. То, что это место никто не считал возможным для неприятностей косвенно подтверждает то, что фотографировать не собирались, а кто же откажется от кадров переворота или просто осложнений? Да и Николай, проследивший все движение на предыдущем участке, ослабил внимание и видел все краем глаза, иначе подробностей было бы больше.
Рискну предположить, Кравченко выпал до киля, например, при зацепе, пытаясь удержать машину под нужным углом к струе, а уж машина с разгруженной гондолой может лечь на любом пустяке. Так, в 1989 году при прохождении порога Лестница на Урсуле, на принудительной чалке из-за оплошности лоцмана выдернуло с машины. Двойка пошла загруженной гондолой вперед и перевернулась в сливчике сантиметров пятнадцать - двадцать. Думаю, что нечто подобное произошло и здесь.
Но есть у меня и некоторые сомнения, при описанной ситуации переворот происходил через Кичегешеву, почему же она тогда тоже пошла отдельно от машины? Если бы она зацепилась...

Переворот произошел около полвины восьмого.

Дальше события развивались стремительно: Сергей оказался ближе к левому берегу и сумел зацепиться за камень (видимо, на выходе со слива-горки или в начале гряды), Ирина оказалась правее, в струе, и пошла дальше по быстротоку, она была в сознании, держала весло, сплевывала воду... Третья машина попыталась снять Сергея с камня, но плохо управилась с подходом. Ткнулись левой гондолой в камень, на котором висел Сергей, их развернуло вправо, подхватило струеей и понесло дальше. Здесь они заметили, что Ирину они уже обогнали и стали пытаться притормозить. Первая машина сразу пошла за Сергеем, он был к ним ближе, и они видели неудачную попытку третьего катамарана.

Здесь необходимо отметить две ошибки в страховке с воды:
1.Третья машина Дмитрий - Андрей слишком далеко отпустили вторую двойку Кравченко - Кичегешева. На мой взгляд, да и подтверждено это не малым нашим опытом, оптимальная дистанция для страховки в кильватерной колоне пятнадцать - двадцать метров, а не пятьдесят, на такой дистанции хорошо видно страхуемых, и можно очень быстро среагировать на ситуацию. При меньшей дистанции начинается толкотня, и машины больше друг другу мешают, чем помогают. Правда, если уж быть до конца откровенными, машина идущая впереди, должна ждать, а не ее догонять должны...
2.Первая машина явно замешкалась на старте, иначе они должны были подобрать Сергея или Ирину в момент, когда они проходили мимо, а не догонять их. Но, по-моему, это естественно, страховать-то они не собирались, сложного в оставшемся участке они не видели.

Дальше началась погоня Дмитрий - Андрей за Кичегешевой, точнее, они пытались ее дождаться, но об этом чуть позже. А Николай - Ольга пошли за Сергеем. Кравченко шел слева от гряды, Николай - Ольга были от него в пяти - десяти метрах. Был момент, когда до берега было два метра, а до страхующей машины - пять... Но он явно ждал когда его подберут, смотрел только на катамаран. Потом его снесло вправо, и когда он пересекал гряду, с него сорвало спасжилет. Он сквозь гряду проскользнул очень быстро, а катамаран пришлось перебрасывать. Больше он над водой не показывался, было видно только жилет. Первый раз его догнали минуты через две - три после того, как с него сорвало жилет, он уже был "никакой".

Видимо, именно здесь стоит прокомментировать, какой был жилет у Сергея, и, самое главное, как он крепился. Именно этот момент вызывает наибольшее количество споров, и осуждений. Сначала описание. Жилет представлял собой авиационную накидку - нагрудник объемом около восьми литров.
В исходном, заводском, варианте он одевается на шею, как воротник- нагрудник и крепится поясом из того же прорезиненного капрона на пуговицу. Совершенно оправдано хозяин жилета посчитал такое крепление ненадежным и срезал пояс, чтобы не было соблазна.
Мы использовали этот жилет на простых маршрутах и крепили его стропой вокруг пояса и через пах. Как жилет крепился у Сергея - не известно. Когда его вытащили на берег, жилет был привязан к нему шнурками от ботинок, которые были обрезаны ножом, когда с него срезали одежду перед реанимацией. Дмитрий утверждает, что кроме шнурков жилет крепился чем-то еще, но чем и как - не обратил внимания. Причем, нельзя сказать, что Кравченко был с этим жилетом не знаком. Он несколько раз, сколько никто не смог вспомнить, но больше двух, прошел в нем самосплавом порог Мельница. Этот порог мы используем для тренировок, когда делаются весенние единички. В этом же жилете он был на двойке на Катуни, где тоже его опробовал, правда, непонятно как. Так вот, именно этот жилет и сорвало, когда он проходил гряду. Вопрос напрашивается сам: кто виноват? Не знаю. Сам водил много, и если на единичке - двойке "обнюхиваешь" каждого новичка, то на тройке - только ненадежных. Сергея я к категории ненадежных бы не отнес, он производил впечатление крепкого, толкового парня. Увидел ли бы я чем крепился жилет? Не знаю, поэтому наверно никого здесь обвинять не берусь.

Его догнали, и Николай попробовал выдернуть его на катамаран, но на валах его вырвало, его снова поймали еще минуты через две, Теперь уже Николай его держал крепко, но на машину выдернуть не смог. Где-то здесь, по моим расчетам, они вошли в Кешу. Это самый серьезный участок на всей реке, мало того, он очень длинный, около тысячи трехсот метров. Николай работать не мог, держал Сергея, катамараном рулила только Ольга. По моим расчетам, в таком положении их несло минут десять. И, тем не менее, им удалось зачалиться до окончания порога. Вся спасаловка растянулась километра на три. Причем, Николай, еще до входа в Кешу видел, что третья машина зачалилась, и он решил, что Ирину вытащили. Они с Ольгой начали реанимацию.

Здесь мне бы хотелось поговорить об относительности оценок сложности препятствий. Кеша - ключевое препятствие каскада, оно по лоции Гаранина оценено как ТТ, то есть препятствие достойное шестерки и опасное для жизни. Но смею утверждать, что на рядовой пятерке, не говоря уже о шестерке, это препятствие было бы проходным и вряд ли оценено выше С. Косвенно это подтверждает то, что практически неуправляемая машина (девушка, водный опыт двойка, пусть даже при очень умном руководстве) прошла почти километр по этому порогу, и, мало того, что они не легли, они еще и сумели зачалиться в этом пороге, худо-бедно, но зачалились. Попробуйте представить себе такое скажем в Бегемоте на Чуе, или в Иуде на Кок-Су. Я думаю, достаточно понятно, о чем я веду речь. Но на фоне всех остальных порогов этой реки Кеша смотрится и производит впечатление. Особенно если цепочка валов высотой 0.4 - 0.6м оценена, как Т.

Через пятнадцать - двадцать минут подошли Дмитрий и Андрей. После этого Андрей и Ольга двинулись на поиски Ирины. Нашли ее минут через десять, двигаясь по тропе левого берега. Трудно оценить расстояние, так как они сами не могут сказать, как быстро они двигались, то бежали, то стояли смотрели, то сходили с тропы, то возвращались. Что можно сказать достаточно точно, это то, что Ирина лежала уже за Кешей, на отмели правого берега, ногами на камнях головой в воде, лицом вверх.

Хотя и здесь могут возникнуть сомнения, так как в лоции Гаранина указан каменистый остров у правого берега, напротив которого он предлагает промежуточную страховку перед последней ступенью "Кеши". Николай тоже говорит о том, что в малую воду, возможно, это остров.
Отправляя Ольгу и Андрея на поиски Ирины, Николай практически был уверен в благополучном исходе: жилет на Ирине был очень хороший, гидрокостюм в норме, после переворота она внешне не паниковала, держала весло, сплевывала воду... Только после ее гибели от ее друзей и родственников мы узнали, что Ирина панически боялась воды. Она чувствовала себя в воде неплохо до того момента, пока не теряла дно, после этого, по словам друзей, она становилась полностью невменяемой...

Андрей и Ольга решаются на попытку переправы. Связывают веревки, привязывают один конец на берегу второй - к Андрею. Андрей прыгает с камня, который почти на средине струи, но его сносит к берегу. Ольга вытаскивает его на берег. Сам он ходить не может: отказали ноги (он утверждает, что сильно сдавило грудь веревкой). На попытку переправы ушло минут пятнадцать, итого время около половины девятого.

Попытка переправы была явной ошибкой. Мало того, что было потеряно время, сама по себе переправа была опасной из-за неудачного места, и плохой подготовки. Я понимаю почему они на себя понадеялись: у Андрея опыт горной тройки, а у Ольги двойки. Переправы им наводить, наверняка, приходилось, ситуация была экстремальной и они, не рассчитав свои силы, решили рискнуть. Было бы полнейшим кошмаром, если бы Ольга не смогла вытянуть Андрея.

Когда Ольга вернулась, Николай решил идти к месту, где лежала Ирина. Они с Ольгой побежали к катамарану Дмитрия, свои ложки они утопили, а бегать туда - сюда было бы долго, и прошли к Ирине, погрузили ее на машину, переправили на правый берег, и начали делать реанимацию. По пути к Диминому катамарану встретили спасателей и все им рассказали, спросили есть ли на приютах или где-нибудь рядом врачи. Врачей не оказалось, а единственное, чем смогли помочь спасатели - это нашли ушедший катамаран Сергея и Ирины. От момента, как Ольга ушла от Андрея, до момента как забрали Ирину прошло около сорока минут.

Еще раз косвенная оценка сложности Кеши - Николай и Ольга на чужой машине (размеры Димы и Андрея существенно отличались от размеров Николая и Ольги) прошли Кешу второй раз, и снова без последствий, извините, но мне трудно представить ТТ - порог, который позволил бы им подобное, и не один раз.

Теперь можно вернуться к тому, как проходила попытка спасти Ирину. За Ириной почти сразу пошел катамаран Димы, так как после неудачной попытки сходу подобрать Сергея они к Ирине оказались ближе, чем машина Николая. В какой момент и как они оказались впереди Ирины мне не очень ясно, но им пришлось Ирину не догонять, а ждать. Почему Дима решил, что тормознуть в бочке лучше, чем в тишке одному богу известно, но в результате они чуть не перевернулись, потом неудачно зашли в следующий слив (хотел уйти в тишку, а попал кормой в слив... из объяснительной), где сели на камень. На камне в сливе их еще раз чуть не положило, Диму вымыло, но он сумел удержаться, и они прошли дальше. Пока они кувыркались на камне, всех протащило мимо них. Так как Дима за событиями наблюдал краем глаза (основное внимание он уделял Андрею), то он решил, что Николай уже вынул Сергея и теперь идет за Ириной (после того, как они прошли слив, Дима увидел, что Коля кого-то держит за руку и решил, что и Ирину тоже спасли). После двух попыток кильнуться он решил больше не рисковать, почти сразу зачалился. Срезав чалку почти под корень, он побежал помогать Николаю сразу, как только оказался на берегу. Андрей вытащил катамаран на берег и тоже двинулся за Димой.

На этом участке спас. работ ошибок и явных нелепостей больше, чем где-либо в другом моменте. Мне трудно их объяснить, и даже просто понять. Единственное, что приходит в голову - стрессовая ситуация, следствие - необоснованные решения. Что-то другое я сказать не могу, тем более, что опыт Димы до этого похода - две тройки (Песчаная и то же Бель-Су, но по меньшей воде и начало сплава ниже по течению).
Есть еще один момент, или вопрос, о котором хотелось бы поговорить: смерть Ирины. Сорванный жилет Сергея заслонил собой то, что у Ирины все было в порядке: и жилет около тридцати литров, полная рижская гидра. Правда, у нее была разбита каска и разбита основательно, но по свидетельству суд медэкспертизы никаких повреждений головы у нее не было, и каска осталась на голове. То есть, каска свою функцию выполнила, несмотря на старость. Кстати, о старости каски: нами она была куплена в магазине года за три до похода, и лишь после ЧП мы узнали о том, что эти каски уже лет пятнадцать, как не выпускают... Ирина была экипирована, по нашим меркам, если не по высшему разряду, то совсем рядом с тем. В таком снаряжении, по таким порогам ее должно было вынести при любом раскладе. Так думали не только мы, да признаться честно, я на это надеюсь и сейчас, но и многие другие, кто ходит в подобном же снаряжении. Практически такое снаряжение используется вплоть до шестерки! Но Ирина погибла, и можно предположить, что она уже была без сознания, или мертва к тому моменту, когда была разбита каска, иначе трудно объяснить тот удар, который сломал каску. Удар пришелся практически прямо в темя...

Собственно, на этом описание ЧП можно закончить. Дальше была реанимация, которая проводилась, по оценкам медиков, правильно и, по оценкам медиков же, была практически бесполезной без специального медикаментозного вмешательства. Дальше был вывоз, о котором я упоминал выше.


Документация по ЧП Реконструкция из письма Андрея.

Главная Дневники Отчеты Карты Фотографии
Откройте крутой мир приключений - online игры бесплатно для вас. . Александр Викторович кузин сахарный диабет история медицины.
Hosted by uCoz