ЕДИНАЯ ВСЕРОСИИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ (ЕВСКТМ)

(КАТЕГОРИРОВАНИЕ МАРШУТА И ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПРЕПЯТСТВИЙ (ФАКТОРОВ)

Выдержки, на мой взгляд, необходимые втуристам-водникам.

1. Общие положения и требования

1.1. Единая всероссийская спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма.

1.2. В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы - от I до VI категории сложности (к.с.). Кроме то го маршруты разделяются по видам туризма : пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание - комбинированные маршруты.

По мере развития спортивного туризма и появления иных средств и способов передвижения человека в природной среде возможно появление других видов туризма и расширение данной "Классификации"

1.3. Структурно ЕВСКИ состоит из следующих основных разделов:

1. Общие принципы и технология классификации маршрутов по всем видам спортивного туризма (данный документ - ЕВСКМ).
2. Методики категорирования маршрутов по отдельным видам спортивного туризма.
3. Перечень классифицированных и эталонных спортивных туристских маршрутов к препятствий по видам спортивного туризма (ПЭМ)*.
4. Каталоги (перечни) технически трудных локальных препятствий (перевалов, вершин, пещер, каньонов и т.п.) (КП)**.
Классификация спортивных маршрутов производится в соответствии с единой технологией и требованиями, приведенными в на стоящем нормативном документе (ЕВСКИ). При этом на основании ЕВСКМ и в зависимости от вида туризма, целей категорирования (решение спорных вопросов, судейство чемпионата, выпуск на маршрут при первопрохождении участков и др.) возможны два, основных метода категорирования:
1). Использование ЕВСЯМ и видовой методики категорирования;
2). Использование ЕВСКМ и ПЭМ по видам спортивного туризма.
3). Сочетание методов 1 и 2.
При сравнении с ПЭМ к КП техническая трудность препятствий, их разнообразие, район и другие факторы классифицируемого маршрута должны быть не ниже, чем параметры эталонного маршрута из ПЭМ для данного туристского региона Многовариантная технология классификации вызвана спецификой видов туризма и наличием, например, у пешеходного, лыжного, парусного и других видов, помимо локальных препятствий, - определяющих факторов маршрута, в значительной степени определяющих сложность маршрута (географический показатель района, автономность маршрута, суммарный перепад высот, набранный группой на маршруте, напряженность маршрута и др.).

1.4. Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1 приведены требования к походам 1-3 степени сложности. Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, автомото-, слелео-, конного и гориного туризма отсутствует

1.5. Основными показателями определяюшими категорию сложности похода являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины, и др.) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.)

В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику.

Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов.

Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) маршрута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Предопределяющие препятствия (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия (факторы), имеющие на одну категорию / полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута.

При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются определяющие препятствия (ОП) и факторы (ОФ).

Локальными препятствиями (ЛП) - препятствия имеющие не большую протяженность и характерны тем, что требуют от туристов при его преодолении соответствующий уровень технического мастерства, и, как правило, использование специального снаряжения. При категорировании горных, водных и спелео маршрутов в первую очередь учитываются ЛП - перевалы, траверсы хребтов, вершины, пещеры, пороги и т.п., которые дают туристам технический опыт необходимый для прохождения последующих маршрутов.

Протяженные препятствия (ПП) - препятствия, которые отличаются от ЛП значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, вело, автомото, конных и парусных маршрутах.

Категория трудности (к.т.) препятствия определяется тем, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовки требуется для его безопасного прохождения.

Эталонным маршрутом называется маршрут, имеющий минимальный набор ОП и ОФ, необходимый для отнесения его к той или иной категории сложности. Эталонные маршруты туристских регионов могут иметь различное количество ОП в зависимости от наличия в регионе различных ОФ.

1.6. Комбинированным считается поход, составные части которого представляют спортивные маршруты из разных видов туризма или имеют препятствия из разных видов туризма. Категория сложности комбинированного маршрута определяется в зависимости от кол-ва ОП (ОФ) из разных видов туризма, включенных в маршрут.

Типы комбинированных маршрутов:

а) Маршрут, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты одинаковой категории сложности из разных видов туризма. Сложность такого маршрута на одну категорию сложности выше составных его частей (при этом не выше V к. с.)

б) Маршрут, состоящий из полноценного маршрута соответствующей к.с. одного вида туризма и ЛП или участков маршрута другого вида туризма. Категория сложности такого маршрута может быть увеличена на 1 (при этом не выше V к. с.), если в число ЛП с учетом ОФ или участков другого вида входит не менее 100% ОП для данной к.с.

в) Маршрут, включающий ЛП из разных видов туризма. При построении такого маршрута значительное внимание должно уделяться логичности его построения, Категория сложности комбинированного маршрута соответствует максимальной к.т. ОП, в случае если их общее кол-во и к.т. соответствует минимально необходимо набору ОП для соответствующей к.сл. маршрута. При этом минимально необходимая протяженность маршрута равна длине маршрута состоящего из разных участков пропорционально набранных из видов туризма, включенных в комбинированный маршрут. Мин. набор ЛП комбинированного маршрута определяется пропорциональными долями от минимальных наборов ОП (с учетом ОФ) для данной к.с. маршрутов данного региона по каждому из видов туризма (например, водно-горный маршрут одного из регионов IV к.сл. включает препятствия: водные 3 к.т. - 2 шт., 4 к.т. - 2 шт.; горные: перевалы 2А - 1 шт., 2Б - 1 шт.).

Маршруты по типу а) - б) предполагают увеличение к.с. комбинированного маршрута на 1, но не выше V к.сл.

Комбинированный маршрут VI кат сл. должен включать минимальный набор ОП VI к.т., который также может быть составлен из разных, видов туризма по варианту в).

г) Категорирование комбинированных маршрутов, включающих другие комбинации ЛП или участки маршрутов различных видов туризма осуществляется полномочными МКК с утверждением в МКК ТССР.

1.7. Требования к категорийным маршрутам, по протяженности и продолжительности приведены в таблице 2. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода.

1.8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.

1.9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

1.10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом о походе считается небольшой относительно всего маршрута участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых и радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются и одном направлении.

1.11. Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.

В случаях связки участков маршрута (рек, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой.

К.с. такого маршрута определяется исходя из минимально необходимого количества ОП для данной к.с. данного вида туризма, а также с учетом ОФ туристского района (при этом количество ОП препятствий может быть увеличено по сравнению с тем, которое приведено в ПЭМ для соответствующего региона).

Категория сложности такого маршрута определяется минимально необходимым количеством определяющих препятствий соответствующей категории трудности с учетом ОФ, например географического региона.

1.12. Если у МКК, выпускающей группу, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III - IV к.сл.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета. Если выпускающая МКК не имеет соответствующих полномочий выпуска на данный маршрут, то документы отправляются в вышестоящую МКК.

1.13. При выпуске на маршруты, включающие участки первопрохождений, к участникам группы могут быть предъявлены дополни тельные требования по опыту, а категория сложности маршрута оценивается после рассмотрения отчета, при этом категория сложности в отдельных случаях может быть увеличена на единицу.

1.14. При выпуске на маршрут учитывается опыт прохождения категорированных ЛП, пройденных в комбинированных маршрутах.

1.15. При оценке категории сложности маршрутов МКК может принять иные (в отличие от табл. 2 решения относительно протяженности и продолжительности с учетом количества ОП, ПОП и ОФ.

2. Видовые классификационные требования

2.1. Пешеходный туризм. Оценка категорий сложности маршрута осуществляется по "Методике категорирования пешеходного маршрута" (Приложение 1). При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями "Классификация пешеходных маршрутов" (ЦРИБ "Турист", Москва,1990).

2.2. Горный туризм. Категория сложности маршрута определяется набором преодолеваемых ЛП (перевалов, вершин, траверсов хребтов) определенной категорий трудности (к.т.). Под понятием "перевал" в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий трудности перевалов - от 1А до 3Б. Перевалы проще 1А к.сл. называются некатегорированными (н.к). Классификация перевалов приведена в книге "Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов. 2001 г. Категория трудности перевалов в зависимости от условий (времени года, снежной обстановки...) может изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком . При зачете похода данные перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, 2А или 2Б, но не 2А*). Знак * у к.т. ЛП означает, что для его преодоления участники / руководитель должны иметь опыт, необходимый для прохождения ЛП на полукатегорию выше; в зачет идет к.т. по факту прохождения, без звездочки. Например, для выпуска группы на ЛП 3А* к участнику / руководителю предъявляются требования к опыту, необходимому при прохождении / руководстве ЛП ЗБ, в зачет идет реальная к.т. ЛП - 3А. или ЗБ (по факту прохождения). При этом, знак * у ЛП ЗБ* означает, что для его преодоления участники группы (ее руководитель) должны иметь опыта прохождения (руководства) не менее чем двумя ЛП категории 3Б.

Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал. Количество и категория трудности перевалов должны соответствовать указанным в таблице 3.

По согласованию с МКК количество локальных препятствий (ЛП) не определяющих к.с. СП может быть сокращено, если маршрут содержит много факторов, повышающих, сложность СП (межсезонье, малоизвестный район, наличие первопрохождекий, чрезвычайно плохие погодные условия, и т.д.).

В горные маршруты могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов, которые должны логично вписываться в нитку маршрута. В связи с различиями в подходах к оценке горного рельефа в спортивном туризме и альпинизме, категория сложности восхождения или траверса, не являющихся элементами прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин или изложенной в нем методики экспертной оценки. Категория трудности восхождения или траверса не должна превышать сложность перевала, определяющего категорию сложности маршрута.

Только одно радиальное восхождение на вершину / перевал (по определяющей стороне) может быть зачтено в качестве ЛП (из табл. 3), определяющего категорию сложности СП; при этом, в маршрут должен быть включен не менее сложный по категории трудности перевал или траверс.

При определении категории сложности впервые пройденных перевалов рекомендуется пользоваться таблицей "Оценки трудности перевалов" (см. приложение 2).

2.4. Водный туризм.

2.4.1. Категория сложности водного маршрута зависит от количества и категории трудности ОП и ПОП, а также других ОФ, влияющих на напряженность сплава (автономность, наличие между препятствиями спокойных участков, сплав по высокой воде, возможность и сложность проведения страховки и др.).

Количество ОП и ПОП варьируется от географического региона проведения похода и выбранного конкретного маршрута (реки или связки рек). Категории сложности наиболее распространенных водных маршрутов, а также категории трудности ОП водных маршрутов для различных регионов приведены в "Перечне…".

В "Перечне..." также приведены некоторые эталонные маршруты, определяющие минимально необходимое количество препятствий для каждого региона При определении категории сложности нового маршрута в данном регионе, в том числе связок рек, производится сравнение его сложности с эталоном (если он отсутствует со сложностью маршрутов региона) из "Перечня…", при этом число ОП и ПОП должно быть не меньше чем у эталона.

При оценке категорий сложности новых маршрутов, не вошедших в "Перечень…" в новых регионах рекомендуется руководствоваться данными приведенными в таблице 4

Категорирование новых маршрутов (препятствии) производится МКК ТССР по представлению МКК регионов на основании отчетов о маршрутах и паспортов препятствии.

2.4.2 Категория трудности (к.т.) водного препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения, а также тем уровнем опасности дл здоровья и риска для жизни, которой подвергается член экипажа, попавший в воду.

Категория трудности препятствий может меняться в зависимости от уровня воды. При определении категории трудности рекомендуется руководствоваться классификацией препятствий, приведенной в таблице Приложение 4. "Таблица оценки трудности водных препятствий ЛП имеют 1 - 6, 6* категории трудности.

2.4.3. При выпуске на маршрут к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования наличия опыта сплава на конкретных судах, опыта сплава при присутствии различных факторов (например, автономности, сплав при большой воде и др.), которые могут встречаться на планируемом маршруте.

2.4.4. Окончательная (зачетная) оценка категории сложности водного маршрута участникам / руководителю засчитывается по фактическому прохождению (полноте прохождения ОП и др.) с учетом наличия реальных факторов маршрута (уровня воды в реке, усложнения препятствий и др.), на основе представленных в МКК отчету и фото / видео материалов.

2.4.5. МКК оставляет за собой право понижения зачетной категории сложности пройденного маршрута: при несоответствии уровня воды, водоизмещения судна и других факторах.

2.5. Парусный туризм.

В парусном спортивном туризме классифицируются маршруты, проходимые на разборных парусных судах по водохранилищам, озерам, крупным рекам, в прибрежной зоне морей и океанов.

2.5.1. Категория сложности похода определяется в МКК предварительно, исходя из следующих факторов:
ветро-волновых условий водоема (силы и направления господствующих ветров и характера волнения в период похода, ширины и глубины водоема в районе маршрута);
географических и других особенностей района (средних многолетних показателей температуры воды и воздуха в период похода, характера берегов, приливно-отливных и иных течений, наличия пресной воды и др.);
туристской освоенности района, интенсивности судоходства, сложности навигационных условий, Наличия населенных пунктов.

Категория сложности фактически пройденного группой похода определяется МКК по результатам рассмотрения отчета, но не может быть выше заявленной при выходе на маршрут.

2.5.2. При разработке классификационных и оценке заявляемых маршрутов принимаются следующие ориентировочные показатели их сложности (таблица 5).

2.5.3. Поход считается соответствующим заявленной категории сложности, если группа не менее трех ходовых дней находилась в условиях наибольшей разрешенной для данной категории похода силы ветра. При планировании переходов необходимо иметь в виду, что плавание при максимально допустимых для похода ветро-волновых условиях не должно совпадать с максимально допустимым удалением от берега (пункты 3 и 4 таблицы 5). Такое совпадение будет соответствовать более высокой категории сложности похода.

2.5.4. Протяженность походов должна соответствовать указанной в таблице 5. При движении по рекам протяженность корректируется в соответствии со скоростью реки (при скорости более 3 км/час протяженность корректируется на 20).

2.5.5. С учетом крейсерской скорости парусных туристских судов протяженность похода корректируется коэффициентом энерговооруженности в зависимости от площади основной парусности и числа членов экипажа в соответствии с таблицей 6.

2.5.6. В случае преобладания в походе особо неблагоприятных гидрометеорологических условий (сильные встречные ветры, штили т.п.) он может быть зачтен группе при прохождении сокращенного маршрута, протяженность которого на 25% меньше установленной в таблице 5.

2.6. Спелеотуризм. При категорировании спелеопоходов учитываются категории трудности пещер и их количество. Требования для каждой категории сложности приведены в таблице 7.

Весь набор пещер должен проходиться в течение одного похода. В виде исключения допускается зачет "сборных" походов для тех районов, где нет достаточного количества пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга.

Если пещера первой или второй категории трудности имеет большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере.

Таблица 1.

Степень сложности Виды маршрутов Протяженность км Продолжительность дней
3 Пешеходные, лыжные.
Пешеходные в горах.
Велосипедные.
Водные
75
60
120
60
6 - 8
2 Пешеходные, лыжные.
Пешеходные в горах.
Велосипедные.
Водные
50
40
80
40
4 - 6
1 Пешеходные, лыжные.
Пешеходные в горах.
Велосипедные.
Водные
30
25
50
25
4 - 6

Таблица 2.

Виды туризма Категория сложности
I II III IV V VI
Продолжительность маршрута в днях (не менее) 6 8 10 13 16 20
Продолжительность маршрута в км (не менее)            
Пешеходных 130 160 190 220 250 300
Лыжных 130 150 150 210 240 300
Горных 100 120 140 150 160 160
Водных 150 160 170 180 190 190
Велосипедных 300 400 500 600 700 800
Мотоциклетных 1000 1500 2000 2500 3000  
Автомобильных 1500 2000 2500 3000 3500  
Парусных 150 200 300 400 500  
Конных 150 200 300      
Количество пещер для спелеопоходов 5 4 - 5 1 - 2 1 - 2 1 - 2 1

Таблица 3.

Категория сложности маршрута Минимальное количество категорийных ЛП
Всего В том числе категорий трудностей
1* 2 3 4 5 6
I 2 2 - - - - -
II 3 1 2 - - - -
III 4   1 2 - - -
IV 5   1 1 2 - -
V 6     1 1 2 -
VI 7       1 3** 1**

* - эквивалентная шкала категорий, применяется для категорированния комбинированного маршрута;
** - минимальный набор ЛП, определяющих сложность СП VI к.с. должен со ответствовать: 3А-3шт., 3Б - 1шт., либо 3А-1шт., 3Б - 2шт., либо 3А - 1 шт., 3Б - 1 шт. Во всех случаях необходимо также ЛП к.т. 2Б (или выше).

Таблица 4.

Категория сложности водного маршрута Минимальное количество локальных водных препятствий, имеющих категорию трудности.
1 2 3 4 5 6
I 2          
II 1 - 3* 2 - 5*        
III   1 - 3* 2 - 5*      
IV     1 - 3* 2 - 5*    
V       1 - 3* 2 - 5*  
VI         1 - 3* 2 - 5*

* количество препятствий зависит от ОФ региона.

Таблица 5.

№ п/п Показатели Категория сложности похода
I II III IV V
1 Протяженность км 150 200 300 400 500
2 Характерная ширина водоема км До 5 До 40 До 200 Не ограничено Не ограничено
3 Наибольшее удаление от берега при пересечении открытых пространств км 0,5 3 8 15 20
4 Наибольшая разрешенная для плаванья скорость ветра м.с. (сила ветра в баллах) 5 - 6 (3,5) 6 - 7 (4) 7 - 8 (4,5) 8 - 9 (5) 12 - 13 (6)

Таблица 6.

Количество человек Парусность в м.кв.
5 6,4 - 7 8,5 10 13 Свыше 13
1 1 - - - - -
2 0.9 1 1,05 1,1 1,15 1,25
3 - 0,95 1 1,05 1,1 1,2
4 - - 0,95 1 1 1,5
5 - - - 1 1 1,1

Примечание к таблице. Для надувных судов коэффициенты уменьшаются на 0,1, а для судов с жестким корпусом увеличиваются на 0,05.

Таблица 7.

Категория сложности похода Количество категорийных пещер (не менее)
Всего 1 6
I 5 3 - 4 1 - 2 - - - - - - - -
II 4 - 5   2 - 3 1 - 2 - - - - - - -
III 1 - 2       2 или 1 - - - - -
IV 1 - 2           2 или 1 - - -
V 1               2 или1 -
VI 1                   1

Методика категорирования пешеходного маршрута - Приложение 1

_____________
* Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий на 2001 - 2004 годы.
** Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов 2001 г. Перечень классифицированных перевалов среднегорья, 1985 г.; Перечень классифицированных пещер, 1988 г.; Классификация маршрутов на горные вершины, 2001 г.
Главная Дневники Отчеты Карты Фотографии Официоз
Audi A6 в Петербурге . Объявления о продаже авто: пиратские диски для ps3. EyePet. Новая игра для PS3 Move. . Автосалон Автогермес: Как получить автокредит?
Hosted by uCoz