Как всегда, лихорадочные сборы. Рюкзак уже не упихивается, а нужно ещё столько взять! Пришлось брать ещё один рюкзачишко.
Машина - под окном. Договорились, что я заеду за Колей и мы поедем на вокзал с комфортом, как белые люди, в отличие от остальных участников. Обратно машину отведёт отец. Это справедливо - у нас офигенные рюкзаки и трубы; весь общественный снаряж - у нас двоих, а иначе наши женщины были бы перегружены.
Погода резко портится. Идёт мерзкий дождь, температура падает. Загружаюсь в машину, ключ на старт... Блин! Как всегда! В самый нужный момент - не заводится! Этого только не хватало! После n-ного количества попыток всёж-таки завелась, но работает плохо, на малом газу глохнет. Неприятно.
Пока доехал до Коли вроде машинка разошлась. Привязали трубы, покидали внутрь кули. Отец с Колей буквально заныривают на заднее сиденье. Поехали!
Проезжаем мимо столба на Большевистской - температура 2С. Маловато!
На Н-ске - Главном загрузились 4 человека, ещё двое сядут на Сеятеле. Пока доехали до Сеятеля, пошёл СНЕГ! Коля говорит, что мол над Европой уже висит мощный антициклон и скоро он придёт к нам, так что мы ещё можем поймать хорошую погоду. Сильно хочется в это верить...
Тут же в поезде выяснилось, что Коля забыл купить спиртное. Придётся докупать в Бийске - по такой погоде без горячительного совсем скучно!
В 7:55 прибыли в Бийск. Снег идёт, но на земле тает - значит, всё-таки плюс.
На двух "Волгах" едем в Горно-Алтайск. Сговорились за 550 р. за группу. Шофёр сказал, что у них стояла хорошая погода, а снег пошёл за 10 минут до прихода поезда. Привезли погодку...
В Горно-Алтайске сразу загружаемся в "Газель", идущую в сторону Чибита. Это удовольствие стоит 1500 р. Коля решает не ехать до самого Чибита, а выйти километров на 10 раньше - всё равно на этом десятке километров ничего интересного нет. До отъезда успели дать телеграмму, купить водки и перекусить в забегаловке.
Чем дальше едем, тем суше. Мы попросту убегаем от плохой погоды. Добрались до Бельгербашских разбоев примерно в 16:10 и высадились. Решаем: ставить лагерь здесь и спокойно строиться (альтернативный вариант был таким: быстро-быстро построиться и сплыть пониже). Пока Коля ходил смотреть, где поставить лагерь, девчата шустро сварганили чай, а я нашел пару лесин для ложек. На том берегу подходящего леса больше.
Лагерь ставили на острове напротив места нашей высадки. Реку здесь можно перейти вброд, что и было сделано. До темноты поставили лагерь, связали одну раму и сделали заготовки для ложек. Мне хочется сделать Т-шку. Коля научил, как надёжно закрепить поперечину: нужно в древке раскалённой проволокой прожечь дырочку и поперечину закрепить через эту дырку проволокой. Сказать - легко, а дело у меня пошло небыстро. Все уже давно завалились спать, а я сижу, выжигаю. Разум подсказывает, что пора баиньки, но сильно хочется доделать сегодня. Наконец - ура! - проволока прошла насквозь. Победа сил добра над силами разума! Теперь с чистой совестью и чувством выполненного долга можно идти спать. Ещё раз бросаю взгляд на звёзды (погода так и не испортилась пока) и иду.
Утро выдалось хорошее, даже проглядывает солнце, хотя с той стороны, откуда мы приехали, натягивает тучки. Завтракаем и строимся, строимся... День распогодился, тепло, солнышко. Вроде и не тормозим, но что-то медленно идёт строительство. Коля собирает совещание, прикидываем, что к порогу Бегемот подойдём часов в 16-17. Это поздновато, в такое время на ночь глядя идти его не стоит. Решаем встать сразу за порогом Буревестник, а Бегемот идти завтра.
Вышли позже, чем хотели, примерно около 15:00 - 15:30. Порядок такой: Коля с Машей - первые, мы с Таней - вторые, Женя с Леночкой - замыкающие.
Не успели толком выбраться из разбоев, как Коля чалится - нашёл дыру в дутике, пробита сквозь чехол! Видно, при строительстве или переноске к воде пропороли. Надо ставить лагерь и чиниться - время 16:30. Всё, на сегодня сплав закончен. Обидно, погода прямо летняя! Мы под гидрами все взмокли. Но ничего не поделаешь. Заклеили дутик, надули - вроде держит. Но день сплава потерян.
Утром проснулся в начале восьмого, а не в 6:30, как договаривались с Колей. У потухшего костра уже сидит Таня. "Что, проспал?" Тут же успокаивает: машины встали колом, так что пока не оттают, всё равно нет смысла вставать. Потом Коля за это сделал "фэ" - машины можно было отлить водой.
Сегодня нужно пройти как можно больше - вчера и так день потеряли. У нашей машины сильно сдулась за ночь правая гондола. Это не здорово - пипка завязана хорошо, значит, есть дыра. В новых майларовых дутиках! Этого ещё не хватало!
Выходим в 11-ом часу. п. Сумрачный идём сходу, п. Буревестник смотрим и фотографируем. Вообще, такое препятствие можно проходить и почище. К п. Бегемот подошли в обед. Правая гондола к этому моменту совсем сдулась, хоть перед Буревестником и подкачивались. Просмотрели Бегемот, привязали "морковки" и пошли обедать. По пути Коля обратил моё внимание на пару опасных мест - акулий плавник и бочку под мостом. Перед плавником есть бочка, которую надо обойти слева, а перед ней торчит камень. Основная струя идёт справа от него, и чтобы пройти как надо, нужно чётко и быстро славировать. Если проходить слева от камня, то там - подводные камни. Для надёжности лучше прыгать через них.
Отобедали и примерно в 16:15 двинулись на страховку и фотографирование. Первыми идут Коля с Машей, потом мы с Таней, потом Женя с Леной. Я - на выходе из первой ступени на страховке и не вижу как проходит под мостом первая машина. Вот они появились из-за поворота - вроде идут хорошо. Прошли, но что-то не смогли зачалиться где надо, и ушли ниже. Побежал помогать занести им машину повыше - они будут страховать нас с воды. Тут обнаружилось, что справа на корме соскочила вязка, крепящая продолину с поперечиной, и поперечина немного погнута - видно, успели приложиться где-то. Вот блин!
Ухожу к нашей машине. Пока подкачивали, кажется нашли где травит. Ура! Легче ремонтироваться.
Пошли! Бочку под мостом прошли нормально. Теперь нужно будет вовремя отрулить влево.
***! **%$#@&*!! Не получается! Хрен с ним, идём справа от камня, а потом сразу налево! Бочку слегка задели кормой, но идём нормально, уж точно попадаем левее акульего плавника. Уф, прошли, дальше не сложно. Чалимся к Коле. Теперь он идёт на "морковку", а мы страхуем с воды. Женя с Леной тоже прошли без аварии, хоть и крутанулись три раза. Зато они попали туда, куда мы не смогли выгрестись.
Всё, встаём здесь, за первой ступенью - нужно ремонтировать две машины. Коля быстро перевязал свою, и в нашей дырка нашлась быстро. Пока сдувался дутик, сходили на табличку ниже первой ступени.
Дырку заклеивал уже по темну, при свете фонарика. Потом клеил пояс у гидры - Коля утром помогал мне его одевать и вырвал кусок. А потом мы очень хорошо посидели и, несмотря на отсутствие гитары, попели!
Сегодня никаких особо трудных препятствий нет. Несмотря на это, мы с Таней словили камней больше, чем положено. То она перчатки одевает, а я смотрю, пронесёт мимо камня или нет... вроде бы задеваем... сели! То начальника вперёд отпускаем.
Цель сегодня - дойти до Турбины. Перекус без варки чая, пьём то, что во фляге (с завтрака осталось). Малость подмёрзли, я побегал, чтобы отогреться. Отогрелся!
В Иодринском пороге поругались с Таней. Я, давая команду, ругнулся, она обиделась. До самой стоянки шли молча, даже без единой команды. Нехорошо получилось. Вечером поговорили, и мир был восстановлен.
До Турбины ещё довольно далеко, хотя Коля сказал, что мы прошли очень много, обычно встают выше. Резерва по времени только вот у нас нет.
Завтра надо бы пораньше выйти.
Встал в 6:40, развёл костёр, разбудил Таню - сегодня мы с ней дежурные. Еду сготовили быстро, а вот народ сползался к столу довольно долго. Пока поели, пока свернули лагерь... Команда "загидряться" прозвучала в 9:45. Вышли только в 10:45. Долговато собираемся. Погода отличная - чистое небо, яркое и тёплое (особенно во второй половине дня) солнце. Сегодня по плану два серьёзных порога - Турбина и Горизонт, потом дойти до Катуни.
Коля решил поменять порядок кильватерной колонны - сегодня первыми Женя с Леночкой, потом мы с Таней, а замыкающими Коля с Машей. Начальник хочет посмотреть, какие мы совершаем косяки.
Турбину высматривали заранее. Первый раз остановились за поворот до Турбины, на левом берегу. Посмотрели - нет, порога нет, как и ожидалось, но мало ли что, может где махнули. Когда зачалились перед порогом я оценил, как похожи эти два поворота.
Посмотрели порог. Страховку с берега ставить негде. Мы с Таней будем снимать, а Коля с Женей проходят Турбину кильватерной колонной и ждут нас. Нас уже снимать не будут.
Проходить надо под левым берегом - безопаснее. Если свалит вправо, то попадёшь в сложную бочку, да ещё вовремя славировать надо будет. Первыми заходят Коля с Машей. (Маша выдала классную фразу во время разбора как они пойдут порог. Коля: "Мы с Женей идём кильватерной колонной, Таня с Лёней снимают". Маша: "А меня куда?". Самосплавом, блин! Хорошо разрядила напряжённость). Зашли вроде нормально, но в слив под левым берегом не выгреблись, прыгнули через камень в бочару... Прошли!
Появились Женя с Леночкой. У них заход хуже - идут слишком справа, прямо по струе. Ничего, вправо их не затянуло, хотя и влево тоже. Еле убежали от камня и в бочку лагом... Тоже прошли. Ну, теперь мы.
Заходим просто здорово, слева, как надо. Тут-то я плюху и сделал. Решил быстро скакнуть ещё левее. Команда "ход", оба мы упёрлись... и в струю через камень! Э-эх! Газу! Прыг! Ура! Прошли. Ребята сказали, что смотрелось красиво. Жаль, никто не снимал, посмотреть бы со стороны.
Дальше - Горизонт. Зачалились на правый берег, пошли смотреть. Судя по отчёту лета этого года, справа на повороте прижим, куда попадать не надо. Визуально каких-то особых прижимов не видно, может вода существенно ниже сейчас, но мало ли что. Короче, под правый берег лучше не попадать. Но под левым берегом до поворота идти нельзя - на мощном сливе хороший зуб торчит, разломает нафиг машину.
Всё ясно, пошли к машинам. Теперь кильватерной колонной идём мы с Колей, Женя с Леночкой снимают, потом идут сами. Страховку с берега здесь тоже не организуешь.
Подошли к машинам, собираемся. Вдруг команда - отбой, обед. Оказалось, Маша занервничала, но скрывать не стала, сказала Коле. Пойдём после перекуса, глядишь, и нервы успокоятся.
Идём. Я не вижу, как проходит первая машина, расстояние между нами метров 30, поворот скрывает, что там делается. В первую бочку заходим правой скулой, тут нас разворачивает. Обратно развернуться нет времени - идём кормой. Бочка пройдена, теперь на зацепах и табанах под левый берег, там разворот, и в выходную бочку уже точно носом. Впереди Колина машина чалится налево - ну, слава Богу, у них всё нормально. Когда мы шли задом в один из моментов меня чуть не вымыло. Ухватился за раму, вдёрнул себя обратно. Но глазастая Женька всё заметила, потом поехидничала: "У вас рама хорошо привязана, её держать не надо!"
Женя с Леночкой тоже прошли без киля. Зачалились. Тут выясняется, что на сегодня - всё. Коля занервничал - Маша не справилась, в основной бочке они могли лечь, Коля один вытащил машину. Да ещё солнце прямо в глаза, а перед Катунью 5 км выходных шивер. Ну, теперь уже практически ясно, что до Чемала мы не дойдём - времени у нас нет. Жаль.
Вечером Коля объявляет план - идти до Ильгуменя, там покататься и сниматься с маршрута. Если трезво поразмыслить, то наверное он прав. Хотя очень хочется пройти маршрут целиком.
Вечером долго сидели, обсуждали планы, просто общались.
Утром встаю в 8:30. Начальник не велел будить раньше 8-ми, так что совесть моя чиста - не проспал. На улице всё замерзло. Оставшуюся с вечера в котле заварку отковырять не удалось. Придётся греть водичку, чтобы отмыть.
День опять солнечный, а у нас - тень. Вода в лужицах замёрзла. Катамараны - колом, дутики примёрзли к раме.
Всё делается неспешно. Неспешный подъём, неспешная еда, неспешное гуляние. Всё равно, пока машины не оттают, никуда не идём. Похоже, и обед будет здесь. Время уже 12. Пошёл в палатку, подремлю.
Вышли в четвёртом часу. На стрелке с Катунью пофотографировались. В Чуе вода бирюзовая, а в Катуни - коричневатая. Границу цветов чётко видно даже с катамарана, а издалека вообще красиво.
Катунь впечатляет своей мощью. Вроде и не ощущается, как несёт, а на берег посмотришь - да, скорость приличная! Издалека смотришь - плюхи, а подошел поближе - ого, да это хорошие валы, метра по полтора-два. Только шум издалека их выдаёт. Река сразу ассоциируется с Обским морем, там в ветреную погоду такие же валы. Отношение к реке можно выразить словом "уважение".
На стоянку встали ниже посёлка Иня около 18 часов на правом берегу. Хорошая полочка, и дров много, видно, никто здесь не стоит обычно.
В 9 утра объявлена 20-минутная готовность к еде. Ночь хоть и была звёздная, но машины не замёрзли. Утром, до общего подъёма, Коля их посмотрел и решил, что их можно отлить, а перед завтраком они уже сами оттаяли. Это хорошо, можно выйти пораньше. Сегодня - Ильгумень.
Ночью мышь прогрызла дырку в нашей палатке и бегала по Леночке. Вот он, анекдот похода: "Это не дырки, это норки!" Сало, подвешенное на дереве, осталось целым.
Вышли всё же довольно поздно. Идём спокойно, к валам уже привыкли (я, по крайней мере - Таня уже была на Катуни; хотя вчера у меня сложилось впечатление, что она немного нервничает). До Ильгуменя дошли около 16 часов. Тут нас ждала неприятность. По плану мы проходим порог, встаём на левом берегу, утром выходим на трассу. В этом месте трасса уходит от реки, поэтому сниматься с маршрута при нашей нехватке времени только здесь. Но как раз на левом берегу на самом пороге понатыканы домики, несколько человек пофотографировались и пошли к одному из домиков квасить. Тут стоять нельзя, это однозначно. У Коли резко испортилось настроение, походил, посмотрел и объявил, что порог мы не пойдём, что он не хочет тут цирк для новороссов устраивать. Тут портится настроение похоже что у всех, все были настроены порог идти.
Устроили перекус, но и после этого начальник непреклонен.
Стоянку надо искать на этом берегу выше. Девчонки пошли искать место, мы с Колей работаем бурлаками - проводим вверх катамараны. Довели и поставили палатки ещё по свету, а потом как-то резко сгустились сумерки.
Вечером после еды Коля сказал, что то неприятное состояние, почему он не стал идти порог, несколько оформилось в конкретные доводы. Так, и без прохождения порога мы едва успели поставить лагерь до темноты, а порог отнял бы у нас часа 2. На мой взгляд, можно было пройти порог, не делая перекуса - это выигранный час, и переноска груза и посудин по суше, а не по воде, на мой взгляд была бы быстрее.
Так или иначе, поход считай завершён. Завтра надо выходить на трассу и ловить транспорт до Горно-Алтайска.
Утром выяснилось, что у меня птичья болезнь - "перепел". Вроде и не сильно много пил (хотя как посмотреть :) ), но как-то враз вырубился. Состояние паршивое, а ещё ведь груз нести! Собирался кое-как, ребята не спешат, явно ждут, чтобы я малость оклемался. Видно, из-за этого вышли на трассу поздновато - автобус до Горного уже прошёл. Машину поймали только около 16 часов. Договорились за 1100 р. до Горно-Алтайска. Внутри уже сидят 4 алтайца, ещё одна девушка - на переднем сиденье. Машина - УАЗик - санитарка. Ничего, разместились, я - поверх рюкзаков и труб лёжа на спине. На посту ГАИ машину остановили, гаишник пересчитал нас, поулыбался, видно взял штраф, и мы поехали дальше. Была гитара, пели песни. Никогда я ещё в столь неудобном положении не играл на гитаре.
В Горно-Алтайск приехали около 21 часа. Выгрузились на автовокзале. Сегодня уехать не удается. Договорились со сторожем, он пустил нас внутрь переночевать (за 100 р.). Оказалось, что в воскресенье утром (т.е. завтра) в 8:30 автобус до Новосибирска за 150 р. с носа и 30 р. за место багажа. Ура! Рядом с автовокзалом есть магазин, работающий до 23 часов. Купили хлеба, молока, поели и спать.
Утром в 5:00 вокзал открывается. Коля естественно был у кассы первым и взял на нас билеты, но за багаж пока платить не стал. Решил поговорить с шофёром, и если тот согласится, отдать деньги за багаж ему, а он нас высадит где нам надо.
Объявили, что автобус задерживается на 30 минут. Минут через 15 объявили посадку. Тут же - под рюкзаки и на выход. Оказалось, что автобус уже некоторое время стоит и успел загрузиться. Тут начался цирк. Водитель не захотел брать нас с багажом - мол, у меня всё забито. После долгих препирательств добились, чтобы нам показали багажные отделения. В первое же открытое явно можно запихнуть рюкзак. Тут началась рукопашная, запихнуть туда рюкзак не дали. Ещё через 5 минут выяснилось, что есть совсем пустое багажное отделение. Три рюкзака и трубы - туда, ещё три рюкзака - в салон через заднюю дверь. Слава Богу, поехали! Вывод: а) не надо дожидаться внутри автовокзала, а заранее выходить на остановку; б) лучше сразу оплачивать багаж через кассу - надёжнее.
За время пути мужики-водители успокоились и нас высадили там, где мы хотели - почти в Академгородке, в месте пересечения Морского проспекта и Бердского шоссе.
В 17:00 мы дома у Коли с Женей. Всё! Поход завершён!
Кроме того, можно посмотреть мой дневник, фотографии и отчет о походе.
Главная | Дневники | Отчеты | Карты | Фотографии |