Отчет

о водном туристическом путешествии

2й категории сложности

по реке Бия (Алтай, 1998 г.)

Поход организован Клубом водного туризма при НГУ и зарегистрирован в МКК СВТ "Сплав" НГУ.

Состав группы:

1. Ткачев Денис Сергеевич 1975 ЗАО "Вектор-Бест" лоцман 1, руководитель 2р Елбань, 4у Пыжа
2. Малышева Елена Павловна 1975 НГТУ НРЦИ матрос 2, матрос 1 1у Буготак, 2у Елбань
3. Пельменщиков Владимир Александрович 1978 НГУ ФФ 2 матрос 1, реммастер
4. Малышева Ольга Павловна 1971 7я детская больница матрос 1, лоцман 1, врач 2у Елбань, 3у Уба
5. Армякова Виктория Равиловна 1978 НГУ ФФ 4 матрос 1, пассажир 1, фотограф
6. Аберле Алена Вольфовна 1977 НГТУ матрос 1, матрос 2, пассажир 1 1у Буготак
7. Старцев Дмитрий Сергеевич НГУ ФФ 3 Лоцман 1, завхоз 4у Лепсы, 4у Пыжа

Средства сплава: катамаран 4 и катамаран 2.

Уровень воды: вода большая.

Описание подъездов и отъездов.

Вариант 1: рейсовый автобус Бийск - Артыбаш. С поезда Новосибирск - Бийск на него можно (но сложно) успеть. Автобус ходит не регулярно.

Вариант 2: доехать на рейсовом автобусе до Турочака, а там либо ловить попутку, либо нанять машину в деревне. И то, и другое не сложно.

Вариант 3, самый дорогой, но, зато, самый комфортабельный: откликнуться на самое выгодное из предложений довезти, которые на привокзальной площади в Бийске имеются в чрезвычайном изобилии

Вариант 4: присоседиться к любой группе, направляющейся по путевкам в сторону Телецкого озера.

Вариант 5, классический: автобус Бийск - Горно-Алтайск, там пересадка. Автобус до Артыбаша идет 2 раза в день, но на первый успеть невозможно, а второй, по слухам ненадежен. Кроме того, на таможне и в Горно-Алтайске с туристов вымогают деньги.

Отъезд однозначен: рейсовым автобусом Турочак - Бийск, выезд в 6 утра из Турочака. Автобус ходит ежедневно и вполне надежен, но рекомендуется появляться заранее, так как бывает много местных жителей, а автобус далеко не резиновый (ПАЗик).

Наше движение:

1й день: поезд до Бийска. Сразу же после прибытия нас поймали мужики с автобусом, от которых трудно было отвязаться (да и не зачем было это делать). В результате, через 6 часов мы были в Иогаче. Заплатили по 75 деноминиров. руб. с носа. Автобус стоит 35, но на него мы не успели (поезд опоздал); а, к тому же, впихать 15 человек с рюкзаками и трубами в набитый "УАЗ" весьма сложно.

В этот же день было начато строительство. Рекомендуется строиться на левом берегу, на 1,5 км ниже Иогача (проход на левом берегу, место стоянки однозначно, есть лес). В первый день вечером расслаблялись. В частности, к нам подъехал мужик на моторке и предложил прокатиться по Телецкому. Стоит это дело 10 руб с носа. Сия поездка очень рекомендуется. У нас прокатились почти все, и остались довольны.

2й день: строительство. Очень рекомендуются трубы. Леса хватает, но дело происходит за 1,5 км от поселка Иогач, населенного лесниками. Если строитесь из леса, сразу же сжигайте кору, лапник и т. п.

Были построены 2 машины: стандартная двойка и исключительно экспериментальная четверка: центр тяжести был сильно смещен назад, ноги носовых матросов находились на 50 сантиметров от носа. Сия конструкция вполне доказала свое право на существование.

Строительство закончилось в 4 часа, после чего Старцев и Аберле были отпущены на близлежащую гору (далее г. Безымянная. прибл. 800 м.); Л. Малышева осталась в лагере; а четверка в составе: О. Малышева, В. Пельменщиков, (нос); В. Армякова и Д. Ткачев (лоцман) траверсировала реку и занеслась на порог

"Слив", находящийся у правого берега сразу после моста Артыбаш-Иогач (начало Бии). Порог прост: имеются валы без обраток по 1 м. высотой, у правого берега; слева порога нет вообще. Порог был пройден справа, после чего наша четверка зачалилась у базового лагеря.

3й день: После завтрака все, кроме А. Аберле и Д. Старцева, которые остались в лагере, поднялись на гору Безымянную. С вершины были сделаны фотографии. Восхождение и траверс гребня прошли без проблем, а на спуске случилось ЧП: один из участников, не удержевшись на откосе, ушиб спину. Ушиб затронул верхнюю часть спины, и, к счастью, не мог повлиять на способность двигаться и работать веслом, о чем были получены рекомендации врача. К середине дня команда была в полной боевой готовности. Тем не менее, сплав в этот день проводился более осторожно, чем позволяла река.

Сплав был начат в 4 часа дня. Через прибл. 20 минут сплава
первый серьезный порог (до этого препятствия отсутствуют). Четкий ориентир: правый приток. Сразу после него рекомендуется зачалиться и сходить на разведку. Река в этом месте разбивается на 2 протоки, но перед порогом они сливаются. В начале порога слева - большой камень. В нашу воду порог представлял собой пологий слив с валами до 0,7 м. (высота валов здесь и дальше весьма приблизительна). Далее следует довольно продолжительный спокойный участок, после которого -
цепь шивер.

Шиверы не представляют никакой сложности и опасности. Тем не менее, расслабляться нельзя: впереди ключевой участок реки.

Участок начинается самым сильным порогом Бии -
пор. Пыжинский. Особых ориентиров нет, но по виду с воды порог сильно отличается от предыдущих шивер. Перед порогом - слабый левый поворот, до него (поворота) - шивера и плес. Слева - нечто вроде лесистого острова (в нашу воду и был остров, но в меньшую воду он может восприниматься как часть берега). Порог на прямом участке, в конце - правый поворот. Длинный. Начинается как заурядная шивера, дальше - валы, и, в конце - очень сильный вал (1.5 м). Вопреки всем правилам, не рекомендуется слишком сильно грести на ход, кроме как в непосредственной близости от этого основного вала. Судя по отчетам, в малую воду порог представляет собой совершенно иную картину: есть мощная основная струя и камни в русле.

Далее следует правый поворот, за ним - в большую воду - "ключ" реки Бия. Сразу за поворотом -
шивера Пыжинская.. Мощные прямые валы. Кончается в устье р. Пыжа. Далее: в малую воду - длинная тишка и не интересно, а в нашу воду - около 4 км. непрерывных валов, бочек (возле левого берега), перемежающихся небольшими участками со спокойным течением. Валы не столь сильны, как в пор. Пыжинском, но достигают 1 м., причем добрая треть из них - косые. В общем, вполне весело. Все это расположено на прямом участке реки. Далее следует длинный плес, после которого - второй (это не факт, может быть и первый) по сложности порог на реке -
"Кебез" ("Щеки" )Ориентир заметен издалека: скала на правом берегу, река делится на 2 протоки. Левая - значительно проще: мощные прямые валы, и ничего больше. В правой протоке - сильные косые валы с обратками и мощный прижим в скалу справа. Мы шли по левой протоке, так как уже был вечер и не хотелось тратить время на разведку. Не повторяйте нашу ошибку! Идти надо справа, чалка для разведки возможна как на правый берег, так и на остров. Сразу после порога - великолепная стоянка не правом берегу, но возможности для заноса нет никакой: мешает скала. Мы устроили здесь третью ночевку.

4й день: С утра продолжили сплав. Сразу за стоянкой начинается легкая шивера. Затем, в деревне Кебезень, - еще одна шивера, посложнее. Имеется один пульсирующий вал по центру реки.

Далее следует цепь шивер. Препятствия простые, следуют сразу друг за другом, постепенно усложняясь. Внимания заслуживают только 3 последние шиверы. Они идут подряд, чередуясь с короткими плесами. Самая сложная (третья) шивера расположена перед впадением левого притока Сарыкокша. Вторая шивера, напротив высокой скалы у правого берега, - проще. Первая - еще проще. Последнюю шиверу иногда называют порогом
"Сарыкокшинским".

Сарыкокша значительно теплее Бии, температура воды около 18 - 200 С. В устье рекомендуется сделать стоянку. На реке можно искупаться и провести тренировку. У нас там была полудневка.

5й день: сплав был начат в 11 часов утра. Сразу после впадения Сарыкокши Бия делает правый поворот и после этого довольно долгое время течет на северо-восток. На этом участке сложных препятствий нет. В меньшую воду возможны шиверы с камнями в русле, у нас камни были залиты. Примерно через 3 часа сплава есть не сложный порожек. Ориентир - скала у правого берега. В конце скалы - валы до 0,7 м. Сразу после валов к реке подходит дорога.

После этого долгое время существенных препятствий нет. Мы долго искали обозначенный на всех картах порог "Кривой", но так и не нашли. Порог описывается как прижим к скале на правом берегу, после чего слив 0,5 м. Скала на правом берегу была, но никакого прижима и, тем более, порога, там не было. Была большая тишка. Сразу после этого - действительно, порожек, не стоящий упоминания. Очень пологий слив, и ничего серьезного (одно и то же в обеих протоках). В этом месте становится видна деревня Талой. Перед деревней, сразу после этого слива (или как его назвать) необходимо зачалиться для разведки следующего, последнего на реке, серьезного порога "Талой" (в некоторых отчетах именно этот порог называется "Косой"). В нашу воду была серия косых валов слева, потом сильные (до 1,2 м.) прямые валы по центру. Порог кончается правым поворотом. Далее, на протяжении всей деревни, неприятная шивера, потом небольшой плес, и, на выходе, мост. Мост сам по себе является весьма сильным и, главное, неприятным препятствием. Сильный навал на опоры, за опорами серьезные бочки, хотя попасть в них можно лишь при большом желании (не стоит, не стоит...). С опор свисает арматура.

После моста - слабая шивера, короткая. После этого препятствий на реке нет. Тем не менее, впереди самые красивые места.

Довольно долго сплав не представляет сложности и интереса. Можно ложиться и засыпать, иногда просыпаясь, чтобы слезть с мели. Не пропустите следующее: левый поворот, после него течение идет практически по кругу. Слева - красивая скала, в скале -распадок. Чальтесь туда, и устраивайте дневку! Не пожалеете. Можно зачалиться несколько ниже скалы на левом берегу, там хорошее место. Стоянка там настоятельно рекомендуется. Очень уж это место, при ближнем рассмотрении, круто. Есть некие подобия пещер, в которых можно легко найти разнообразные кристаллы. Возможно, есть настоящая пещера (у нас на разведку не было времени).

После этого река течет спокойно, места очень красивые (хотя такого, как описано выше, больше нет). До деревни Турочак - около 4 сплавных часов.

Рекомендуется переночевать несколько ниже Турочака. Ориентир - гладкая округлая скала на правом берегу, за ней правый поворот. За поворотом начинается сосновый лес, где можно стоять. Деревня достаточно далеко, мы ночью местных не видели. К тому же, в Турочаке народ к туристам привычный. В 4.30 утра надо сниматься, двигаться вверх по течению, перелезть через ту самую скалу (это не сложно), войти в деревню и идти по главной улице до остановки. Напротив нее не берегу черная труба, которую видно издалека. Мы в автобус влезли без проблем, хотя все-таки рекомендуется появляться заранее, так как он маленький. Отъезд в 6, до Бийска 3,5 часа езды.

В Бийске приходится сидеть до вечера, или уезжать на машине (предложения имеются, причем иногда по цене билетов на поезд). Мы ждали поезд, днем гуляли по городу и пили пиво. Пиво на привокзальной площади отменное, попробуйте - понравится. Вообще, в Бийске сидеть весьма приятно - никакого сравнения с большинством крупных городов. Утром мы были в Новосибирске.

Поход понравился всем. На мой взгляд, в качестве "двойки" Бия идеальна.

Выводы и рекомендации.

Все участники похода показали должную физическую, психологическую и теоретическую подготовку и могут быть допущены в походу более высоких категорий сложности.

Картографический материал

Схема Бии Toyo . Заказать копии швейцарских часов gucci. . монтажная пена форум . С мое детективное агентство предоставляет детективные услуги.

Hosted by uCoz