КРАТКИЙ ДНЕВНИК ПОХОДА

Фотографии похода

Река Снежная 1995-й год.

01.08.95

Утром прибыли в Слюдянку. До станции Мурино ежедневно идут две электрички - в 10 и в 15 часов. По закону максимального благоприятствования как раз сегодня 10-часовая электричка отменена (на один день). Уезжаем на 15-часовой.

В Мурино электричка прибывает в ~17:00. Минут 15 уходит на выгрузку, распахивание по рюкзакам не распиханного и утрясание не утрясенного, после чего начинаем активную часть маршрута.

Первая ходка - 35'. У лесничества нас окликает парень, видимо, служащий лесничества. Интересуется, куда путь держим. Услышав, что на Снежную, теряет к нам интерес. Идя по асфальтированной дороге, выходим на шоссе к автодорожному мосту через Хара-Мурин. Теперь нужно решить дилемму - ночевать здесь, или идти дальше, а это минимум километров 5 до ближайшей стоянки, ближе воды не будет. После короткого осмотра решаем идти.

20' - тяжелый (в особенности для начала) подъем на водораздел.

Сделав еще три ходки по 30С выходим к стоянке на берегу Лангутая. Встаем на ночлег в ~21:00.

02.08.95

Выйдя, быстро (через ~35') выходим к переправе через Лангутай. Начинаются бомы. Движение осложняется. Местами на склонах - участки поваленного леса.

На обед останавливаемся в 14:10 на пологом левом берегу Лангутая. Погода хорошая, светит солнце. Пообедав, в 15:40 идем дальше.

Через 20', продолжая движение по левому берегу, выходим к устью р. Голой (впадает орографически справа).

Ходка 27'.

Ходка 30' - обход бома снизу, по воде.

Ходка 20'- поверху, через бом.

На ночлег встаем в 18:40. За день пройдено около 6 км. Много времени и сил отняло преодоление бомов и участков поваленных деревьев.

03.08.95

Выход - в 9:55.

35' - из них первые 10' - обход бома поверху. В 300 м. от стоянки справа по ходу впадает ручей.

30' - пройдено еще около 300м, трудный бом, лазанье по крутому склону.

30' - короткий привал. Напротив, на правом берегу Лангутая первый двойной распадок.

30' - еще один бом. Все еще не дошли до второго двойного распадка.

20' - еще один бом в конце ходки.

Сразу после бома встаем на обед.

После обеда: ходка 30', в конце - завальный участок.

30' - полет нормальный;

30' - выходим к небольшому острову (малая протока у нашего берега). Не видно, куда дальше идет тропа - похоже вверх?

25' - Тропа нашлась, и понизу, вдоль воды. Все еще не дошли до впадения Нитяной.

15' - Выходим к устью Нитяной.

Дальше идем до 19:30, с двумя короткими (~5') перерывами. После чего, выйдя к более-менее приличной стоянке, у впадающего в Лангутай ручья, решили встать. На противоположном склоне и на склоне над нами - скальные выходы.

04.08.95

Выходим в 10:00. Погода хорошая.

20' - тропа исчезает. Проскочили брод. Теряем около часа на осознание этого факта, возвращение к броду и переправу.

20' - прошли стоянку и устроили привал у небольшого островка (мелкая протока у нашего берега). Подъем становится сильнее.

30' - еще одна стоянка.

10' - выходим к впадению Бильчира. Здесь тоже стоянка. Решаем устроить обед. Долина Бильчира широкая и светлая, в отличие от долины Лангутая, которую почти не видно. Воды в Бильчире чисто визуально также больше, и течет он гораздо более широким руслом, чем Лангутай.

20' - через ~300м от переправы тропа начинает серпантином подниматься вверх.

30' - еще одна стоянка. Вдоль тропы появляется черничник, брусничник. Справа местами высотой до 1 - 1.3м.

30' - ходка как ходка.

20' - опять стоянка. Довольно высоко над рекой.

15' - пересекаем правый приток и останавливаемся на привал на стоянке за ним.

20' - места становятся болотистыми, места для стоянок исчезают.

10' - небольшая стоянка. Сверху несет низкую облачность и погромыхивает гром. Решаем ночевать здесь. До воды - метров 50.

Облачность пронесло, дождя так и не было. Вечер и ночь ясные и прохладные.

05.08.95

Выходим в 10:30. Погода ясная, перистые облака - предвестники ее изменения.

20' - выходим к стоянке на берегу впадающего в Лангутай ручья. Тропа - немного курума, немного болота, в остальном нормально.

20' - через участки курума и болота тропа выводит на берег Лангутая, недалеко от воды.

20' - тропа все чаще идет по болоту или по руслу одного из многочисленных ручейков.

20' - тропа поднимается по гребешку, и выводит к броду через Лангутай. Брод прост до чрезвычайности - Лангутай здесь можно просто перешагнуть...

15' - выходим на берег озера, впереди просматривается перевальная седловина. Леса вокруг нет, лишь кое-где по склонам отдельные редкие группы невысоких деревьев да кедрового стланика. Берега озер болотистые.

20' - прошли оба озера, взлет, и решили устроить обед.

Погода испортилась, похолодало, пошел дождь, налетел порывистый ветер.

35' - выходим на перевал. Снимаем записку петербуржцев, оставляем свою. Пасмурная погода не дает в полной мере оценить вид, открывающийся с перевала.

20' - начали спуск с перевала. Тропа идет слева от озера, после чего пересекает вытекающий из него ручей Астай и начинает забираться на гриву - водораздел с р. Ара-Буректай.

20' - Пройдя болотистую низину, почти поднялись на водораздел. В болоте попадаются остатки старых гатей Игумновского тракта. Держится низкая облачность.

20' - перевалили водораздел и идем вправо по гриве, не теряя высоты, вверх вдоль Ара-Буректая. Облачность слегка раздуло, появилось голубое небо.

Найдя хорошую стоянку, около 17:30 встаем на ночлег, опасаясь, что дальше до перевала хороших стоянок может не быть.

Ара-Буректай далеко внизу, но метрах в 30 от стоянки тропу пересекает небольшой ручеек, так что вода у нас есть. Вокруг - буквально заросли черемши, причем здесь она даже в это время года сочна, вкусна и питательна.

06.08.95

Под утро, еще до подъема пошел дождь. Завтракать начинаем в 8:20. Дождь идет с небольшими перерывами. Выходим только в 11:45.

20' - пересекаем крупный левый приток Ара-Буректая. Широкая, метров 300, долина, опускающаяся к самому Ара-Буректаю, на западном ее склоне, на подъеме - небольшая стоянка.

Но здесь холодно и сыро, идет дождь, а долина заболочена и мерзко даже подумать, сколько оттуда вылезет комаров и мошки, когда он кончится. Нееет, хорошо, что мы вчера сюда не дошли...

20' - пологий подъем выводящий на заболоченный склон. Отсюда уже видна перевальная седловина. Или это не седловина? Низкая облачность мешает определить наверняка. Еще один ручей, впадающий в Ара-Буректай слева, поменьше предыдущего.

20' - привал над озером, из которого вытекает Ара-Буректай. Тропа перед озером превращается в откровенное болото, местами видны остатки старых гатей. Противоположный берег озера - довольно крутая осыпь.

12' - выходим на перевал. Тропа от озера идет почти без набора высоты, идти легко, "спуск от озера к перевалу значительной сложности не представляет" - шутит Серега. Перевальная седловина узка, склон слева - каменистый, скальные выходы, курум; справа - порос лесом, на самой седловине тоже лес. Потягивает холодный ветер.

20' - тропа ведет по распадку влево - вниз. Озера, из которого вытекает Нухен, мы не видим, хотя в описании указано, что его видно с тропы. Возможно, мешает низкая облачность.

Переходим вброд на правый берег Нухена. Дождь наконец-то кончается (надолго ли ?) ветер быстро несет низкие облака, на несколько секунд выглядывает солнце, в разрывах облаков показывается голубое небо.

15' - неплохая стоянка на правом берегу небольшого ручья. Встаем на обед. Небо проясняется, появляется солнце, ловим это небесное тепло.

20' - Тропа ведет вниз, редкие болотца, кое-где бревна старого тракта.

20' - выходим на стрелку Нухена и Барун-Юнкуцука. Здесь роскошная стоянка. Распогодилось, и вверх по широкой долине Барун-Юнкуцука и вдали видны снежники на вершинах в его верховьях. Барун-Юнкуцук здесь течет, разливаясь на несколько проток, воды в нем довольно много. На противоположном склоне долины - старый горелый лес. Говорят, здесь прекрасная рыбалка, но - ни рыбаков у нас нет, ни времени. Вид вверх по Нукену тоже довольно живописен, хотя и не столь широк.

20' - перебредя Нухен, идем вниз по Барун-Юнкуцуку. Вдоль тропы встречаются заросли черники, местами тропа заболочена.

20' - поднимаемся выше, и идем по склону, здесь тропа лучше. Впереди видна подходящая слева долина притока. Где-то здесь должен быть брод через Барун-Юнкуцук, а тропа уводит дальше, в верховья Зун-Юнкуцука.

Долина перед нами - несомненно левый приток. Где-то недалеко от его устья, на противоположном берегу, судя по карте и описанию, должно быть зимовье. Мы его не видим, но это ничего не значит - оно может быть скрыто от нас лесом, или просто разрушиться от времени. Долина Барун-Юнкуцука дальше сужается, на правом его берегу виден бом, и это правильно - по карте там начинается ущелье.

Около часа уходит на разведку, поиски брода и переправу.

07.08.95

Под утро начался дождь. Выходим только в 11:10.

20' - тропа пересекает нижний из двух правых притоков и начинается подъем к перевалу. Болотисто, местами попадаются остатки старой гати.

10' - поднялись на перевал Байри-I, где и встретились с челябинцами, опережавшими нас на полдня пути. Не найдя правильного брода, они переправились на правый берег Барун-Юнкуцука перед самым ущельем, ниже левого притока, потратили полдня на поиски тропы на перевал, не найдя ее, вынуждены были заночевать на болоте и вышли к перевалу одновременно с нами.

20' - тропа ведет вверх, на перевал Байри-I. Болотисто, горелый лес.

20' - выходим на Байри-II. Впереди видна долина Снежной, укрытая низкой облачностью. В одном месте облака создают иллюзию дыма от лесного пожара, и проходит несколько минут, прежде чем ветер эту иллюзию разрушает

Следующие две ходки по 20' - тропа ведет вниз. Воды на этом участке нет. Тропа здесь уже больше похожа на дорогу, и действительно - местами видны отчетливые следы гусениц. Здесь не так давно ездили на каком-то гусеничном агрегате, похоже, на танкетке. Доехать сюда она своим ходом не могла - значит, по воздуху завезли, вероятнее всего в Байри.

20' - вышли к ручью и остановились на обед. Пошел дождь, от которого спаслись, спрятавшись под тент. К концу обеда дождь кончился.

20' - тропа ведет вниз по правому берегу ручья. Танкетка здесь ехала гусеницей аккуратно по тропе. Тонкий верхний слой почвы разрушен, и тропа превратилась в топкое грязное болото. А сбоку идти тоже плохо - кочки и кустарник. Спасибо тебе, неизвестный водитель, #$%^&!

Противоположный склон долины покрыт чудным березовым лесом - все березы, за редким исключением, согнуты в дугу, вершинами вниз по склону, к ручью, и растут в таком положении. Какое явление могло так воздействовать на лес? Высказывается полная гамма предположений - от НЛО до торнадо. Лично мне кажется наиболее вероятным предположение, что это результат многолетнего воздействия скапливающегося зимой в ветвях деревьев снега, тяжесть которого пригибает деревья вниз по склону.

На привале нас опять накрывает ливень. Переждав его, двигаемся минут через 15 дальше.

20' - Дождь утих, но не прекратился. Находим тропу выше по склону, и идем по ней. Здесь нет болота и кустов, но приходится обходить довольно много поваленных деревьев.

15' - Встаем на ночлег. К тому моменту, как найдя стоянку, мы начинаем натягивать тент, льет уже просто как из ведра. На часах - 18:00. Лагерь ставим под дождем. Все мокры как мыши. Холодает. Дождь несколько утихает только часам к 20, но ужинаем все равно под тентом - моросит.

После ужина спускаюсь к ручью набрать воды для второго чая, и - вот это да! Уровень ручья поднялся не меньше чем на полметра, и там где два часа назад была тропа, теперь между кустами струится мутная вода. Первый раз вижу, чтобы дождь за пару часов так поднял уровень ручья на таком небольшом водосборе. Отсюда мораль - дождевые паводки могут оказаться здесь несколько больше, чем на Алтае или в Саянах - там я такого не видел.

08.08.95

С утра моросит дождь. Выходим в 11:05.
Диалог за завтраком:
- А к супу сегодня дают чего-нибудь?
- Дают. По морде.

20' - пересекаем второй распадок слева - еще один приток. Уровень воды в ручье еще поднялся, нижней тропой идти практически невозможно - все залито водой. Идем поверху, обходя часто встречающиеся поваленные деревья.

20' - долина расширяется, горы отступают влево, тропа еще некоторое время идет верхом по широкой поляне, затем спускается к ручью и идет вдоль него (все та же колея от вездехода). Здесь уже немного посуше. Видим небольшое стадо буренок - значит, в Байри есть люди. Видна уже дельта ручья, но самой Снежной еще не видим.

15' - уходим по дельте влево, выбрав подходящую по направлению из множества появившихся троп. Справа вдали виден дом - это зимовье Байри. Нам туда не надо - в описании говорится, что для стройки судов лучше спуститься на пару километров ниже, там лучше ситуация с лесом. Во множестве встречаются следы кабанов, время от времени видим места лежек - грязные лужи, истоптанные их следами. Все еще не видим Снежной.

15' - тропа уходит вверх, на коренной берег. Много поваленных деревьев. Выходим на чистый склон над Снежной, и понимаем, что стояночные места проскочили - долина впереди сужается, береговых полок практически нет. Прямо под нами - ровный галечный берег, поросший кустарником, метрах в 300 назад по нашему берегу - как кажется отсюда, удобная для стоянки полочка. Противоположный берег также выглядит вполне пригодным для стоянки.

40' - спускаемся по склону вниз. Противоположный берег отсюда выглядит еще заманчивей. Вроде и с лесом там получше, вроде и стоянка даже просматривается. Проводим разведку. Брод вполне приличный, хотя и не из самых простых. На правом берегу вполне подходящее для стоянки место, когда-то давно здесь действительно кто-то уже стоял и, похоже, даже строился. Обсудив результаты разведки, решаем жить на правом берегу. Переправляемся туда теперь уже все вместе и с рюкзаками.

Время - 14:30. Обедаем, ставим лагерь и устраиваем просушку и проветривание спальников, палаток, тентов и прочего.

Светит солнышко, тепло и народ всячески оттягивается и вообще радуется жизни.

09.08.95

Начали стройку. Весь день - нудный беспрерывный дождь.

Ситуация с лесом оказалась вовсе не так хороша, как мнилось нам накануне. Пролазив по мокрому лесу до обеда, кое-как нашли четыре продолины на честер и сколько-то поперечин. После испытания на прочность из них осталась меньшая половина. В конце концов, плюнув на каноны, требующие применения доброкачественного сухостоя, набрали сырой березы и к концу дня закончили обтесывание дрючков.

Несмотря на дождь, видимого подъема уровня воды в реке нет. В лесу - множество кабаньих троп, следов и лежек.

10.08.95

Дождь шел всю ночь. Днем погода пасмурная, но без дождя. В течение ночи уровень воды в реке поднялся незначительно, но в течение завтрака река поднялась на полметра, буквально на глазах становясь неузнаваемой.

Завершили стройку. Да, честер из сырой березы - это, скажу я вам, судно не для слабых. Вдвоем его по берегу не очень-то потаскаешь. Стараюсь не напоминать народу о неминуемо предстоящем нам обносе Хармын-Дулю.

11.08.95

Выходим в 11:30. Погода пасмурная, сильного дождя нет, но время от времени принимается моросить.

Все препятствия шли сходу, останавливались:
- у впадения Урдо-Зубкосуна, на обед;
- на участке 12 шиверы, приняв один из поворотов за начало 13 порога;
- перед 13 порогом.

Все шиверы до 13 порога несложные, скорее это просто перекаты. На правом берегу Орто-Оглока - зимовье, хорошо видное с воды. После этого стоянки по берегам практически не встречаются.

Зачалились перед 13 порогом на левый берег перед поворотом, и потеряв 30' на разведку, убедились, что разведка средней и выходной частей порога по левому берегу неоправданно сложна - вдоль воды не пройти, тропа есть, но идет высоко над водой. Делаем траверс на правый берег и тратим еще 30' на разведку - все же первое серьезное препятствие на маршруте. Все это тянется до 19:10, после чего решаем сегодня порог уже не идти, а переночевав за ним, пройти завтра с утра. Перетаскиваем вещи на стоянку за порогом и встаем.

Под вечер опять идет дождь.

12.08.95

Снова дождь.
13 порог относительно несложен и несколько напоминает утуликский "Чижик". Разгонная шивера, затем несколько мощных бочек от левого берега, небольшой навал влево и камни в правой части русла, отжимающие от берега.

Поочередное прохождение со страховкой и фотосъемкой занимает кучу времени. Ни один из экипажей не блещет оригинальным прохождением: общая линия движения - заход и прохождение разгонной шиверы ближе к центру, затем уход в правую треть русла.
Выходим дальше только в первом часу.

Далее до порога 26 "Мраморный" идем все сходу. Перед порогом чалимся на левый берег и на прекрасном галечно-песчаном пляже, под жаркими лучами выглянувшего солнышка устраиваемся на обед. Наверху, на коренном берегу - прекрасная стоянка.

Сам порог очень прост, сложности не представляет, и видимо, основное его значение - это хорошо заметный ориентир. На противоположном склоне - обширные выходы мрамора. Так сказано в описании. Нам отсюда не видно, что это мрамор, просто серые скалы спускаются к воде, а вот ниже по берегу - действительно большие мраморные глыбы. Среди них находим одну, в которой вода промыла сквозное отверстие.

После обеда идем без остановок до порога 29 "Калибр". Перед порогом чалимся на левый берег, осматриваем. Вход в порог - короткая шивера с валом, осложняющим заход. Впечатляет сам слив-калибр, кажется, что места только-только хватит протиснуться честеру. В случае ошибки - очень неприятная перспектива забивания под нависающую скалу влево.

Вроде бы просматривается небольшая дырка в правой части русла, в обход слива-калибра, но там если и сможет протиснуться, то только катамаран - двояк. Желающих идти этим путем не находится. Проходим поочередно - сначала честер, затем катамараны, становясь после прохождения на страховку у левого берега.

Далее идем сходу до препятствия 39, где и встаем на ночлег на правом берегу, в начале большого омега - образного изгиба реки. Весь берег здесь покрыт гнутым березовым лесом.

Шиверы 30, 36, 37 сложнее предыдущих и характерны более высоким валом.

13.08.95

Выходим в 11:15. Утро без дождя.

Сходу проходим пороги "Клык", "Пелота" и прочие препятствия вплоть до порога 58 "Извилистый". Осмотрев порог по левому берегу, пришли к выводу, что страховать надо бы с правого берега, однако он перед порогом весьма неудобен для чалки (крутой склон), и места для траверса маловато. Кроме того, эффективность страховки с берега здесь вообще довольно сомнительна, поэтому принимаем решение, что первым пройдет честер и встанет за порогом на страховку к правому берегу.

Честер проходит по центру, хорошо вписались в ворота, но вот уйти от клыка за воротами не успели. Водяная подушка на клыке оказалась достаточно большой, баллоны - достаточно прочными, поэтому обошлось без повреждений.

Катамаран-1 пошел вправо от ворот и был прижат к скале, откуда, впрочем, быстро выбрались без посторонней помощи.

Классический проход продемонстрировал экипаж катамарана-2, обойдя ворота справа и благополучно избежав попадания в прижим.

За "Извилистым" - короткая, метров 150-200 шивера, после которой - обширный плес, заканчивающийся крутым левым поворотом. Это - начало порога "Мунгул-Гольский". Зачаливаемся перед поворотом на правый берег и решаем устроить здесь обед. Порог отсюда не просматривается. Пока готовится обед, проводим предварительную разведку.

Результаты ее впечатляют. Мунгул-Гольский не идет ни в какое сравнение с предыдущими препятствиями ни по мощи, ни по сложности. Просмотр порога и организация надежной страховки безусловно необходимы. Пообедав, идем смотреть порог еще раз - теперь уже все вместе. Решаем делать промежуточную чалку после первой ступени и расставив страховщиков, начинаем прохождение.

Первым проходит честер. Линия движения - заход по центру, после второго слива - уход вправо. Прохождение почти чистое - в одном месте чуть чиркнули кормовым баллоном о камень.

Затем очередь катамарана-1. В бочке после третьего слива их разворачивает, и не успев выправить катамаран, четвертый слив они проходят кормой вперед.

Катамаран-2 идет с заменой в экипаже. Прохождение завершается аварией - не успев уйти вправо, в третьем сливе катамаран вылетает на зуб, экипажу удается удержать катамаран от оверкиля и пройдя четвертый слив, зачалиться к берегу, но оболочки обоих баллонов получают серьезные повреждения.

Требуется ремонт. После обсуждения вопроса о том, как жить дальше, находим в 60 метрах ниже по берегу стоянку и разбиваем лагерь.

Весь вечер посвящается ремонту катамарана. Просматриваем оставшуюся часть порога.

14.08.95

С утра заканчиваем ремонт. Подходят челябинцы, просят подстраховать их первый честер - сейчас пойдут. "Сейчас" по-челябински оказывается равным полутора часам, но слово сказано и приходится его выполнять. Наконец-то их первый честер проходит, и в 12:45 мы выходим.

Сходу проходим предварительно просмотренные оставшиеся 3 ступеньки порога и без остановок идем дальше. Из препятствий этого участка запомнился довольно мощный порог 65, пройденный нами сходу. Порог 77, отмеченный в лоции как требующий повышенного внимания, из ряда прочих препятствий ничем не выделялся.

В 14:00 останавливаемся на обед у впадения справа р. Зун-Сайбактый. На противоположном берегу видно зимовье. Погода прекрасная. Обед занимает около 1.5 часов, и в 15:20 двигаем дальше.

Радует качество лоции - ориентиры указаны четко, и мы точно представляем свое положение на реке, что совсем не лишнее в преддверии водопада Хармын-Дулю.

В 18:00 встаем на правый берег сразу за впадением р. Кит-Кит. Отсюда до водопада - около километра сплава. На разведку и прохождение этого участка уходит час. В 19:00 зачаливаемся на правый берег перед водопадом Хармын-Дулю.

Разбиваем лагерь на стоянке за водопадом.

15.08.95

Обносим "Хармын-Дулю", "Жабу" и "Снежинку". Обнос вещей и судов отнимает львиную долю дня. Еще часа 2 отнимают спас работы - ребята из города N, идя Снежную одним катамараном-четверкой, не устояли перед искушением попытаться пройти "Жабу" и попросили нас постраховать. Оверкиль состоялся на входе в порог, после чего попытка прохождения перешла в фазу спас работ, завершившихся вполне успешно. Клиенты отделались потерей каски, весла и незначительной поломкой рамы судна.

Как две жемчужины обноса запомнились подъем от воды на тропу и спуск с нее к воде - метров 15 вниз по крутому склону с постоянной перспективой быть задавленным собственным честером с рамой из сырой березы. Наконец к 19 часам суда спущены на воду, вещи упакованы, спас жилеты надуты, и мы отчаливаем.

Сложных препятствий здесь нет, идется все с ходу.

На ночлег встаем у впадения Ара-Буректая, на его левом берегу.

16.08.95

День начинаем с шиверы 94. Мощь препятствий возрастает, эти шиверы требуют к себе более внимательного отношения, чем шиверы предводопадного участка. Здесь и вал пожестче, и прижимы посильнее.

Обедаем рано, у препятствия 101, совмещая обед с ремонтом баллона одного из катамаранов.

После обеда - красивейший каньон "Мрачный". Очень живописно место впадения слева реки Чернушки.

Около 16 часов подходим к порогу 112 "Серая ямка". Разведка и прохождение (правым вариантом) отнимают около часа. Порог мощный, требующий четкой работы от экипажей. Линия движения очевидна - разгон по входному треку с дальнейшим уходом влево от боя в клык. Но именно этот маневр по уходу и представляет основную изюминку порога - струя, бьющая в клык, сильнее, чем это может показаться с берега. Проходим поочередно, страхуя с воды.

Без приключений и здесь не обходится - приходится вылавливать из воды катамаранщиков, недооценивших сложность препятствия.

Вторая ступень порога - в 300 м ниже, существенно проще.

Примерно к 18 часам чалимся у устья крупного правого притока - р. Селенгинки, где и встаем на ночлег.

17.08.95

Делаем радиальный выход вверх по Селенгинке на Соболиные озера. Погода не подвела. Завтракаем и в 7:00 выходим. Тропа идет сначала правым берегом Селенгинки. В 0.5 км. от устья - переправа на левый берег по перекинутым через речку стволам деревьев. Далее тропа до самых озер идет левым берегом. Тропа хорошо набита, идти налегке - одно удовольствие и в 8:25 мы уже выходим к нижнему из Соболиных озер. Идем дальше. Курум, потом болото, и выходим ко второму озеру. Озеро красивое, есть на что посмотреть. И рыба прыгает почти непрерывно. Короткий привал и - обратно.

Знакомая дорога короче, и к 12:30 мы уже в лагере. Обедаем, и в 14:45 отчаливаем. Препятствий на реке практически нет. Хотя в описании и указан длинный участок шивер после устья Селенгинки, но практически это просто несложные перекаты. Перед горой на левом берегу, напоминающей формой конус, начинается участок проток. Наша лоция рекомендует двигаться левыми протоками, что мы и делаем.

Перед турбазой "Снежная" - насыпь от левого берега. Река отжимается ею от коренного берега, под насыпью стоячая вода, струя у оконечности насыпи не выглядит сильной, но сразу за насыпью - плохо видимый с наплыва завал, часть воды идет через затопленный лес. Эпопея по преодолению этого препятствия отнимает больше часа времени, после чего продолжаем движение.

Перед автодорожным мостом спрашиваем местных - далеко ли до станции и получаем ответ, что около 2 км. Времени у нас в обрез, поэтому, чтобы встать поближе к станции, проходим под автодорожным мостом, где рекомендует разбираться лоция и идем дальше - до ж.д. моста и встаем на правый берег. Время - 19:00. Опрос местного населения показывает, что мы не ошиблись - отсюда до станции вдоль ж.д. полотна около 300м. Разбираем суда. Высылаем разведку на станцию. Основная новость - электричка до Слюдянки отходит в 20:27. Быстро завершаем упаковку рюкзаков и отправляемся на вокзал.

Последний рывок к электричке - бегом. Успеваем. Поехали!


Главная Фотографии Отчеты Карты Дневники
доска объявлений упаковочное оборудование
Hosted by uCoz