Саянский Казыр 1999 года

Кроме того можно посмотреть техническое описание и дневник Андрея Красова

10.08.99 Понедельник. 17:59 Новосибирск поезд N192

Все еще в Новосибирске, хотя и сидим в вагоне. Меняют то ли буксу, то ли колесную пару, то ли всю тележку целиком. В тупик отогнали только наш вагон. Полькин в своем десятом вагоне остался один. Из-за того, что он ждал нас не там, где мы договорились (или, по крайней мере, не там, где я ему говорил) получился цирк с передачей билета (дурак я, не отдал ему билет сразу)

Все происходило в цейтноте, так как подъехали на Стенине в упор к отправлению, плюс из-за перманентного ремонта до перехода было далеко бежать. Пока места только боковые, поезд N192 Симферополь - Иркутск.

12.08.99 Среда. 0:45 местное. Караульное помещение авиаотряда в Нижнеудинске.

Доехали до Нижнеудинска без происшествий, с опозданием на час. На вокзале поймали микро грузовик и за 75 рублей и два рейса добрались до аэропорта. Долго ходили туда-сюда, выбирая место для ночевки, какое-то время прорабатывали варианты:

1. Вариант у аэровокзала - выгнала охрана.
2. Вариант на берегу Уды - грязно.
3. За автобусной остановкой - предложили ночевать на веранде.
4. Ночевка в помещении караула. На том, вроде, и остановились.

На веранде предложили ночевать ребята из академии из Москвы. Вояки. Теперь они ночуют с нами. Пытаемся уговорить их идти вниз по Уде.

Москва ул. Чистова 22, 99 Чащихин Сергей С.
Hold.ok@mtu-net.ru 2:5020/743.160Fidonet Холодков Владимир Анатольевич п 490 г. Москва 127 490 Улица Северный б-р, ******. Тел. ***-**-**

     22:00 Аэропорт Нижнеудинска

Сегодня нам не дали погоды. Видимость в горах была 4км, для нашего выхода нужна 6. Так что весь день провели в окрестностях взлетного поля. Провели тренировку для ребят союзников. Чему-то научили, что-то показали, по крайней мере, как вяжется катамаран

14.08.99 Суббота. 9:00. Базовый лагерь на Прямом Казыре.

Вчера с утра стало ясно, что полетим, хотя вылет и задержали с 10:00 до 12:30. Было много разговоров о том, что ребят взять по этой причине не могут. Когда же мы начали грузиться, там уже был лодочный мотор и пара 40-литровых фляг, потом туда же бросили пару мешков муки и штуки три коробки.

Ребят высадили чуть ниже Нижней Гутары. Нас не смогли высадить в верхней части Прямого Казыра и высадили километрах на шесть выше устья. Для нас этот вариант самый неудачный. После этого принято решение о строительстве базового лагеря строительстве, сплава до Валы. Потом радиальный выход на Грандиозный.

Площадку для базового лагеря нашли еще километрах в полутора выше места высадки.

Вообще-то на просмотренном участке стоянок мы не нашли. Тайга, косогоры.

В целом видно, что эти места народом иногда посещались, но очень давно. Дичь полнейшая. Сейчас завтракаем, народ начинает строиться, а я с Полькиным иду на разведку до устья.

1Л шивера на плавном правом повороте с левого берега крупнокаменистая осыпь, крутой подмытый песчаный берег.

Ступень А. Расширение русла идти вправо начинается через 500-700 м ниже входа.

     18.25 Время Красноярское.

Разведка дала, увы, нерадостные результаты. Впереди почти на самом выходе из Прямого Казыра мы нашли мощный трехступенчатый водопад с перепадом высот на три ступени от 8 (оценка Полькина) до 12 (оценка моя) метров.

Вообще, как сказал Женька, речка устроена очень просто одна шивера, один порог и один водопад
Схема ориентиров Жени Полькина.
Схема Прямого Казыра от места строительства до водопадов.

Схема близка к реальной, хотя, конечно, есть некоторые упрощения, например, порогов два. Но шутки в сторону. Речка не сложна и маловодна, по крайней мере, пока. Пока предварительно решили, что достраиваем плот как четверку, Яшину четверку и идем до водопадов на этих двух машинах. Составы экипажей Яшина четверка: Полькин лоцман, нос Яша и Лауренс, корма Андрей Беликов, пассажир Нико.

Ильев плот: лоцман я, нос Пащенко и Красов, корма Гинзбург Женя, пассажиром Илья.

С остальным будем разбираться вечером.

16.08.99. Понедельник 2-3 км выше устья 9:00

Вчера с утра достроились и вышли около 16 часов. Шли очень тяжело, сделали три промежуточных чалки. Четвертая была вынужденной. Четверка-плот порвала дутик, когда перепрыгивали через очередной камень. Прорыв чехла см 50, дутика см 20. Тут же встали лагерем. Место для лагеря очень плохонькое. Но мы более-менее обустроились, расчистили площадки под палатки.

Столкнулись с неожиданной проблемой. Вчера вечером не смогли заклеить дутик. Проблема в том, что при намазывании клеем края разрыва закручиваются с такой силой, что расправить их удается при полном высыхании клея, но в таком виде невозможно что-либо с чем-либо склеить.

Сегодня попробуем предпринять некоторые технологические изыски, если не получится, просто заклеим скотчем.

Погода эти дни стоит с переменными дождями. Не то чтобы они шли целый день, но расслабиться не дают. Вчера день начали под дождем, который шел с вечера, днем во время сплава тоже накрыло минут на 10 - 15, вечером дождь не дал просидеть попеть, разогнал по палаткам. С утра низкая неплотная облачность, сейчас пошли просветы, иногда даже показывают солнышко.

Сплав вчера по времени занял полтора часа, чистого ходового времени минут 40.

Женькин день рождения из-за аварии прошел очень скомкано, не приготовились...

Сегодня с утра Женька Полькин поднял снова вопрос о том, что может мы не на Прямом? Пришли в очередной раз к выводу, что мы залетели абсолютно верно. История с парнем, который шел не по той речке, видимо, относится к Левому Казыру.

Вчера и сегодня звучит много слов о "Куликах", которые абсолютно не приспособлены для ремонта, потому что "в ремонте не нуждаются, прорвать их можно только в шестерке".

18.08.99 Среда 8.35 Стоянка над водопадом.

16.08 простояли весь день. Погода была солнечной весь день. Дутик заклеили хотя может быть не очень качественно. Вечером опять пошел дождь, хотя опять очень не большой.

Тогда же 16.08 была первая поклевка, вызвала кучу эмоций, но рыба ушла, а больше поклевок не было. Вчера день начался с того, что, как раз минут за двадцать до подъема, начался дождик и не прекращался до самого выхода, потом потихоньку моросил весь день

От лагеря стали проводить суда и, в 13:00 ровно, в пороге 2Л прорвали второй дутик плота. Снова ремонт, который совместили с обедом. Снова начали проводку в 17 часов, довели машины до места обеда, ниже порога, подвязали вещи, начали сплав к водопаду.

Во время обеда инцидент с лишней гречкой, которую Илья с Андреем Красовым добавили в суп.

На первой же чалке, метров 70 ниже места обеда высадили Илью и Нико, они дальше пошли пешком.

Машины пошли существенно легче и уже минут через 30 - 40 сплава были на месте новой стоянки. Машины даже начали управляться, так что, то, что происходило даже походило на сплав.

     18:05

Ура! Казыр найден. Мы стоим над водопадами. Водопады в 2 - 3 километрах выше устья.

Сегодня начали обнос водопадов. Женя Полькин и я прорубили тропу на половину подъема. После завтрака, опять мы же, ушли к устью, остальные под командой Яши начали обнос. К нашему возвращению они подняли почти все вещи, кроме лагерного снаряжения, на самую верхнюю точку подъема, приблизительно метров на 70. Сейчас они наверное прорубают тропу вниз. Вопрос о том какие суда будем строить будем решать сегодня вечером, а сейчас видимо пойдем помогать таскать шмотки.

Грандиозный, судя по всему, накрывается медным тазом, слишком долго возимся на Прямом Казыре. Видимо, это, все же, Прямой, судя по тому, что мы видели в устье, но окончательно определимся только во время сплава по Казыру. Весь день стояла морось, изредка прерываемая то дождем, то солнцем.
П В С Ч Пт Сб Вс
16 17 1813 1912 2011 2110 229
238 247 256 265 274 283 292
301 310 1 2

19.08.99 Четверг. Стоянка приблизительно в 1 километре ниже водопадов.

80% шмоток обнесли за водопад еще вчера. Сегодня, за одну ходку, обнесли все оставшееся и строились в устье первого ручья за водопадом до начала седьмого. Построили снова катамаран - плот и Яшину четверку. Яша расширил ее до 2-ух метров по центрам крайних продолин.

Прошли две правых полки и встали на третьей. Место очень не ахти, но построиться будет можно.

Планы на завтра: построить двойку и единичку, достроить плот и вперед. На завтра же намечена полная ревизия продуктов.

Сегодня был, пожалуй, первый день совсем без дождя, но боюсь, уже ночью все начнется по новой.

22.08.99 Воскресенье. 11:36 Устье реки Катун

П В С Ч Пт Сб Вс
229
238 247 256 265 274 283 292
301 310 1 2

19.08, приблизительно, к часу, по моим воспоминаниям, закончили обнос всех вещей и начали строительство. Закончили около 18 часов, и приблизительно минут за 40-ок дошли до полки со строевым лесом, там и обосновались. Лес оказался не важнецким, не было сушин.

20.08 встали в 9:00 и начали достраивать плот, строить двойку Полькина и Мака. К 22-ум часам закончили почти все, осталось подвесить грузовую площадку плоту, мне подвязать дутики, Женька был готов полностью.

Самой большой трудностью этого строительства была мошка. Вообще, в этом походе мошка уже достала до упора. Покусаны все. Всерьез опухал Сергей Пащенко, Илья третий день с заплывшим глазом. 20.08 опухал и я. Почти все ходили с потеками крови от укусов.

Вчера, с утра достроились и вышли около часа дня, прошли до устья Прямого. Со стрелки стало почти однозначно, что мы на Прямом, что и подтвердилось через два поворота после начала сплава по Казыру.

Начало полноценного сплава не обошлось без обычных приколов. Сначала на промежуточной чалке Андрюша забыл каску. Пока бегали за каской, плот пошел вперед, я оставил свою каску и пошел за Ильей. При чалке Илья вылетел за борт, после такого цирка плот, до обеденной стоянки, пришлось провести оставшиеся 50 метров.

Пообедали на стрелке. Сплав по Казыру оказался очень простым. Тиши. Но даже в тишах несет весьма не хило. Доставала рыба: играла везде, но на наших мух не брала.

Километрах в двух ниже Запевалихи, на правом берегу оказался метеопост. Там с апреля живет один мужик, он нам сказал, что в этом году он на Казыре видит только вторую группу. Первая это двое москвичей, которых мы видели на Прямом Казыре. Они прошли мимо метеопоста дня за четыре до нас.

До Катуна дошли к 9-ти часам вечера. Лагерь ставили уже по темноте. Все сработали быстро и четко, так что ужин получился почти во время. За ужином не плохо посидели, а мы втроем - я, Женя и Андрей Красов просидели до четырех утра.

Да, что-то случилось с гитарой, она перестала играть, так что последние два вечера обошлись без песен.

23.08.99 Понедельник. 21:05 Устье речки Томской.

В конце концов, рыбалка в устье Катуна получилась. Общими усилиями Ильи, жени Полькина и меня было выловлено 26 рыбин разного размера. Вечерних засолили, утренних сварили. Сегодня во время сплава выловили еще 7 рыбин, в устье Томской еще 4-ре мелких. Их решено зажарить. Опять обилие грибов, так что с голоду сегодня не умрем.

До Томской от Катуна дошли за 5 ходовых часов. Если не считать ловли рыбы и моих травящих дутиков, то в остальном красиво и скучно.

Стоянка на Томской совсем не важнецкая, хотя и со следами походной бани.

24.08.99 Вторник. 19:30 Либо выше, либо ниже Щек

Указание на местоположение лагеря не случайно, так как случился разнобой в определении местоположения порога Щеки. Источника информации три: Карта 5-ти километровка Полькина, Лента лоция и описание. Лента и карта указывают на то, что порог еще впереди. Если верить описанию, то мы его уже прошли, причем Илья пытался рыбачить прямо посредине порога. С описанием сходится все: изрезанные береговые скалы, большой камень-скала в первой части коридора, валы и сужение во второй, но все какое-то очень уж простое, что называется: "Как у Федота, только труба пониже да дым пожиже…"

А вот рыба с утра не ловилась, а здесь сразу вытащили троих

25.08.99 Среда. 11:00 Либо выше, либо ниже Щек.

С четырех утра пришел атмосферный фронт. Пик гроз пришелся на шесть утра. Такой грозы я, пожалуй, и не помню. Грохотало практически непрерывно в течении минут 10-15. Все это сдабривалось особо сильными ударами.

Погода последних дней всех очень сильно расслабила и по лагерю для просушки была разложена куча одежды, полотенца и прочее. Сегодня с утра все "высохло" напрочь. Кроме того похоже "высохло" печенье, других потерь пока вроде бы нет. А вот еще: вода просочилась по дну палатки и слегка подмочила спальники.

Мошку выключили вчера в обед, и нет до сих пор.

В связи с прохождением фронта, решили полежать до 12-ти часов, а там посмотрим.

27.08.99 пятница. 10:25 Лагерь в 25 километрах выше Базыбая.

Щеки, все же, оказались ниже нашего лагеря. 25.08. дошли примерно за час. Прошли почти без проблем, если не считать, что все поцеловались с левым прижимом в сужении. Встали на ночевку сразу за щеками, рыбалки не было совсем, хотя лоция и гарантировала.

С утра 26-ого за час с небольшим дошли до Верх Китатского порога. Я допустил ляп, и получилось, что смогли осмотреть только левую протоку. Оказалась ходимой, там и прошли.

Сразу за порогом сделали обед и шли до 20:30. Встали на зимовье в устье правого притока на левом берегу.

Погода стоит великолепная, пока после прохождения грозового фронта солнечно, тепло ни единого дождичка.

Вчера вечером решили разделиться Яша, Сергей Пащенко, голландцы и Андрюша Беликов, после Базыбая уходят вперед, а мы встанем на полудневку. На эту тему сейчас происходит раздел имущества.

Думаю, что выйдем примерно через час.

19:55 Лагерь под Базыбаем.

Первое надо начать с того, что подходы к Базыбаю в отчете Кочетыгова описаны просто безобразно. Сориентироваться по ним крайне сложно, а в результате подход к порогу затянулся на час как минимум.

Ориентиры можно расставить так:


1. Порог ворота ~ 3 км до Базыбая, опознается совершенно однозначно: правый берег скала, левый - скалистый остров, левая протока явно маловодна, в правой - небольшие валы.
2. Через 500-800 м скальный коридор.
3. Несколько проток и два лесистых острова.
4. Через 800-1000 м зигзагообразный поворот, который практически упирается в две скалы на правом берегу. Левый берег сразу за ними, почти напротив, галечный пляж, разорванный невысоким скальным выходом.

Чалиться нужно на нем, порог через 100 м.

Сложность для прохождения составляет только вход - сложный слив со сбоем струй за ним, дальше струя наваливает на правую стену, но не очень активно. Да, на меня произвели впечатление мощные воронки во второй части порога.

Следующее ЧП. Перед порогом стоя на воде от перегрева лопнул плот. Разрыв метра 3 с половиной. Так что вместо полудневки шьем. Плот пойдет порог завтра.

Группа разделилась, как и предполагалось, Яша со своей половиной ушел вперед. Развод произошел около шести часов.

30.08.99 Понедельник. 7:30 Километров 20 до Нижней Тридцатки.

На ремонте плота потеряли сутки. 28-ого закончили ремонт около трех часов. Установка гондолы и прохождение заняли около двух часов. Пока пообедали 18:00, решили, что дергаться не будем. До вечера занимались мелкими ремонтами, пытались рыбачить, но не очень успешно. Женька Полькин скрутил новых мух из оленей шерсти. На них тоже брали не хуже чем на ильевых мух.

29-ого вышли в 10:10 и двигались до 14:20. Проскочили Нижний Китат. Вообще, ориентировка на реке крайне затруднена. Связано с тем, что долина очень широкая, речка стала очень даже приличной и по расходу, по-моему, вполне сравнима с Окой. Много проток, поэтому не видно ни притоков, ни долин из которых они могут бежать.

Обед закончили в 15:30 и шли до 20:05. Начался сильный дождь. На первом месте стоянки не оказалось. Илья загнал плот в малохоженную протоку. Пока из нее вылезли было 20:35. Прошли еще минут 15 и встали на стоянку на правом берегу. Вставали под дождем при дефиците светлого времени.

Еще один момент я упустил: на плот поставили распашные весла на веревочных петлях. Вели себя очень даже прилично, единственное: веревочки оказались слабоваты и сегодня их, видимо, стоит сменить.

31.08.99 Вторник. 00:55 Станция Курагино.

Дождь на последней стоянке закончился практически вместе с окончанием ирригационных работ, которые героически были проведены Ильей и Андреем Красовым.

Вчера, несмотря на ранний подъем, и завтрак, который обеспечил Илья, вышли только в 10:00 часов. До Верхней Тридцатки дошли за 3,5 часа. Сразу за деревней пообедали. К этому моменту дождь, который начался с нашим подъемом, закончился, и стало появляться солнышко. До Нижней тридцатки дошли ещё за 1:15. Сразу по прибытии Илья, Андрей и Женя Полькин отправились в деревню искать машину. Нашли ГАЗ69 и Ниву. Отправление было назначено на 18:00. Разбирались без сушки. Закидали вещи в прицеп 69ого и потом еще час ждали, пока в Газон загрузятся мать, отец, три дочки мал-мала-меньше и сын грудничок. К 23:00 приехали на вокзал Курагино. Вокзал, естественно, закрыт. Нашли диспетчерскую, где над нами сжалились и открыли зал ожидания. Попутно выяснили, что поезда отсюда уходят утром рано скорый, но его не будет (он ходит вторник, четверг, воскресенье) в 8:30 уходит электричка в Абакан и в 21 час поезд на Красноярск. После недолгого обсуждения решили ехать в Абакан.

Поужинали и до 7:00 укладываемся спать.


Главная Фотографии Отчеты Карты Дневник
Hosted by uCoz