Адисоновский вариант

Это статья была опубликована весной прошлого года в журнале "PLAYBOATING UK"и вызвала волну обсуждений. Ее автор Коран Адисон (Corran Addison) один из тех экстремальных каякеров, которые отодвигают границы возможного в нашем спорте.

В начале девяностых он был первым, кто стал говорить о РОДЕО как о новой спортивной дисциплине на бурной воде. Ему принадлежит много первопрохождений запредельных по трудности рек по всему миру. "FURY"- лодка, совершившая концептуальный прорыв в игровом сплаве несколько лет назад, детище Корана Адисона. Сейчас он является совладельцем и дизайнером лодок в компании "RIOT", оставаясь при этом одним из лучших родео-каякеров мира. Коран - не единственный каякер в мире, который не удовлетворен существующей системой классификации сложности рек. Но он тот, кто изложил свой взгляд на эту проблему и предложил обсудить ее. Его решение это всего лишь один субъективный взгляд каякера-эксперта на существующую проблему. Ее оптимальное решение должно стать плодом коллективного обсуждения и твое мнение не будет лишним...

Убитый системой

Джон - не каякер-эксперт, даже, скажем, прямо далек от этого. Но он влюблен в бурную воду и с удовольствием отдает ей свободное время. Свой первый сезон он усиленно посвятил овладению техники и довольно быстро начал прогрессировать. Настолько быстро, что на прошлой неделе он прошел свой первый "пятерочный" порог. Вообще-то это был не один из тех страшных "пенных монстров", и все произошло на удивление быстро и легко, так что он был даже немного разочарован. Конечно он нервничал, но все прошло классно, если не считать пары незначительных ошибок тут и там, но в целом он оценил прохождение как неплохое. Сейчас он стоял на краю того, что казалось ему настоящей Преисподней. Рядом с ним стоял "Сумасшедший Марко" - ветеран экстремального сплава с прозвищем, подтверждающим это. Марко был настоящей легендой. Он прошел больше экстремов, чем можно было бы себе представить, и Джон стоял рядом с ним, идти вместе с таким великим каякером ееее! Вот это шанс доказать самому себе...

Он еще раз бросил взгляд на каскад падающих ступеней белой воды и посмотрел на Марко. Даже Марко выглядел немного обеспокоено, но это была всего-навсего "пятерка", не хуже и не лучше многих, которые он прошел. Джон не стал спрашивать Марко оценки этого порога и своего участия в его прохождении, всем видом показывая ветерану свою уверенность и мужество. Еще пару минут посвятив выработки линии прохождения препятствия, они стали подниматься вверх по скале к началу порога и своим каякам.

Чем выше они поднимались по тропе над порогом, тем больше росла в Джоне неуверенность в себе, смешанная с недобрым предчувствием. Он еще раз спросил Марко о сложности препятствия. И снова Марко сказал, что это обычная пятерка. По крайней мере, не хуже. Но, как не пытался Джон заставить себя думать о предстоящем препятствии как об "обычной пятерке", весь облик и характер этой пенной каши не вязался с тем порогом, который он прошел на прошлой неделе.

Марко пошел первым, и после прохождения, больше похожего на борьбу за жизнь, чем на осмысленный сплав, встал на страховку внизу порога. Два глубоких вздоха и Джон вышел из улова на струю. Сделав несколько мощных гребков, он прыгнул в глотку монстра. Первая же здоровенная бочка так сильно бросила его вправо, что он понял: ему никогда не выгрестись обратно влево, чтобы обойти большой котел в середине порога. Справа от котла был прижим, забитый бревнами. Джон попытался проскочить в узкий проход между прижимом и котлом-убийцей. Но он не мог видеть всего, а если бы и мог, то просто-напросто не имел достаточного опыта совершить такой сложный маневр. Через мгновение он увидел обломанную и торчащую ветку дерева, на которую он летел со смертельно бешеной скоростью. Последнее, что мелькнуло в угасающем сознании Джона - "Этого не может быть. Я же прошел Пятерку на прошлой неделе. Так просто...".

Никто НЕ ВИНОВАТ

Прошлую неделю Джон сплавлялся вместе Дэйвом. Дэйв был одним из тех, кого называют "старым бойцом", имея за плечами почти двадцатилетний опыт сплава, он был осторожен и всегда "брал планку по себе". Он и Джон остановились просмотреть порог по описанию значащийся как препятствие пятой категории трудности. В общей сложности порог состоял из гребенки валов и лишь в самом низу на выходе слева был прижим. Десять лет назад на этом пороге погиб один каякер, к своему несчастью попавший в прижим. Как предупреждение последующим, этот довольно средненький порог был классифицирован как Пятерка.

Джон никогда не спрашивал Дэйва оценить, то или иное препятствие, полностью доверяя его многолетнему опыту. Поэтому, когда Джон просматривал порог вместе с Марко, он был сильно озадачен. С одной стороны он имел опыт прохождения Пятерки, с другой стороны то, что предстояло ему пройти, было далеко от его представления сложности препятствия этой категории. Марко же оценивал препятствия, зная, что класс пять, может быть трудным порогом, а ЭТОТ был очень трудным... Дэйв оценил "свой" порог по той же системе что и Марко, потому что порог был потенциально опасным для жизни, что в общем-то и было подтверждено много лет назад. Джон, будучи начинающим каякером не имел достаточно техники и опыта для самостоятельной оценки препятствий и просчитывания ситуации с берега. Он полностью доверился своим более опытным компаньонам, а его чувство опасности и недоброе предчувствие не смогло перерасти в запрет самому себе. По сути дела система классификации созданная для предупреждения и обеспечения безопасности, таким как Джон, на самом деле явилась причиной его гибели.

ПРОБЛЕМА

Проблема с существующей в настоящее время системой классификацией рек лежит в ее основе. Всего лишь одной цифрой мы пытаемся оценить как минимум три совершенно разных качества: сложность, опасность и удаленность препятствия от цивилизации. Соедините все это еще и с тем фактом, что в последнее время новое снаряжение и активное развитие техники сплава подталкивают нас отодвигать границы понимания проходимой воды и то, что существующая система имеет ограничение по максимальной категорийности - шесть, а мы находим. что только одна Пятая категория имеет как минимум шесть разновидностей. И можно ли по одной цифре распознать к чему относится такая классификация препятствия, к технической сложности или потенциальной опасности для жизни - это принципиально разные вещи. Порог может быть смертельно опасен но не требующий высокого технического уровня от каякера (та же самая гряда валов заканчивающаяся мощным навалом-прижимом под скалу или в завал). Другой может быть технически очень сложен но с малой вероятностью опасности для жизни (например серия водопадных сливов в бассейны со стоячей водой). Удаленность от цивилизации выглядит не таким уж важным фактором, но это в конечном счете время получения помощи если что-то пойдет не так, как вы задумали. Как долго придется ее ждать? Час? День? Неделю?

Новые рубежи

Наш спорт (имеется в виду Экстремальный сплав (А. Давыдов)) еще достаточно молод и развивается очень динамично, поэтому можно с уверенностью сказать, что верхний предел проходимой бурной воды еще далеко не достигнут. Зачем же в таком случае ограничивать планку категорийности загоняя ее в рамки шести категорий трудности и ограничится массой оговорок в рамках одной категории.

В поисках новых рубежей мы отправляемся в самые отдаленные уголки мира и здесь фактор удаленности от цивилизации выходит на один из первых планов. Сломанная нога, на реке вдоль которой идет дорога и до квалифицированной мед. помощи меньше часа езды, не будет такой большой проблемой, как скажем перелом пальца где-нибудь в Тибете. К тому же качество оказания такой помощи в отдаленных экспедициях будет достаточно спорным...

Адиссоновский вариант

Эффективная система должна включать следующие элементы:

  1. Сложность - Абсолютный минимум технических навыков необходимых для успешного прохождения данного препятствия.
  2. Опастность - тяжесть последствий в случае совершения ошибки.
  3. Удаленность - продолжительность ожидания оказания сторонней помощи.

Сложность

Эта величина не должна иметь максимального ограничения. Никакого учитывания последствий и опасности не должно быть включено в эту величину. Она лишь отражает холодный и трезвый подход к минимальному техническому уровню, необходимому каякеру для прохождения данного препятствия. Как основа для такого подхода может быть принята существующая классификация препятствия в настоящее время, но откорректированная в новом масштабе от одного до десяти, а если потребуется, то и до одиннадцати, двенадцати и выше.

Опастность

С этим намного легче. Здесь также, как основу можно использовать существующую систему, распределив степень риска в диапазоне от одного до шести.

В этой величине может присутствовать потолок категорийности, так как вряд ли может быть что либо более серьезней, чем смертельный исход.

Ключом к оценки этой величины должен быть "самый реальный сценарий" прохождения данного препятствия, который даст тебе возможность держать его в мозгу. Конечно есть шанс утонуть на практически гладком участке реки, но риск настолько невелик, что учитывать его не имеет смысла. С другой стороны ты можешь выплыть из глухого котла, в котором уже погибло несколько человек, но с большей вероятностью ты утонешь, если попадешь туда, и это должно засесть у тебя в голове.

Удаленность

Эта величина напрямую пересекается с "Опастностью". Сломанное ребро с внутренним кровотечением, в часе езды от больницы, еще не большая проблема. В экспедиции, в сутках или больше пути от цивилизации это уже становиться смертельно опасным. Величина "Удаленность" может быть разбита на три сектора и обозначена буквами латинского алфавита А,В и С.

Как это работает

Смысл информации заложенной в новой системе можно выразить одним предложением. "Насколько сложна для меня эта река (порог) и что случиться, если я совершу ошибку?" Пример:

Водопад Ниагара 3.5А

3 - Сложность - технически несложен.
5 - Опастность - высок шанс серьезной травмы и смертельного исхода.
А - Удаленность - помощь менее, чем в часе достижения.

Порог Киши1 - 2 на реке Белая 5.3В (прим. А. Давыдов)

5 - Сложность - технически сложен.
3 - Опастность - есть вероятность травмы, смертельный риск невелик.
В - Удаленность - помощь достижима в пределах одних суток.

Верхнее Замбези выше Водопада Виктория 2.5С


2 - Сложность - технически просто.
5 - Опастность - если вы заплывете, то непременно будете съедены крокодилом или бегемотом.
С - Удаленность - вряд ли кто-нибудь из вас захотел бы получить мед. помощь в одном из Замбезийских госпиталей!

Эффективна ли эта система?

Эффективность предложенной системы демонстрирует следующий сценарий:
Каякер с техническим уровнем соответствующим пятой категории трудности (из расчета предложенной 10 бальной шкалы) рассматривает возможность прохождения реки оцененной как 5.2А. Он может сразу же увидеть, что данная река полностью соответствует его уровню, технически. Порог достаточно сложен, но цена ошибки минимальна. Он пойдет это препятствие - получит удовольствие и повысит свое мастерство. В другом случае, тот же самый каякер просматривает порог 5.4С и возможно он примет решения обнести это препятствие, так как сочтет свой технический уровень не позволяющим минимально снизить вероятность залета, а цена ошибки в этом случае слишком велика.

Ты можешь помочь

Эту систему, которой я пользуюсь уже несколько лет (в шутку прозванной моими друзьями "Аддисоновским вариантом") доказала свою высокую эффективность. Как главный результат ее удачного испытания, я пытаюсь утвердить ее для международного использования. Ее повсеместное распространение поможет избежать тех проблем, которые существуют при нынешней системе оценки сложности рек. Если вы сможете каким либо образом помочь утверждению этой системы во всем мире бурной воды, пожалуйста свяжитесь со мной.

Корран Адиссон.

Комментарий переводчика:

Актуальность такой системы вряд ли требует доказательств. Сегодня, у нас в стране отчетливо виден всплеск активности в каякинге. Уже сейчас, за счет нового снаряжения, техники сплава, появления целой культуры экстремального сплава на каяке значительно отодвинуты границы проходимой бурной воды. Нам еще предстоит открыть для себя creeking и технику прыжков с водопадов. То что раньше не попадало в поле зрения каякеров (малорасходные крутопадающие реки), завтра станет целью номер один. Например на Кавказе (даже только в российской его части) существует великое множество таких рек. Как правило сплав по ним не продолжителен и очень динамичен, но это как раз то. что вызывает интерес.

Классификация препятствий по новой системе может значительно облегчить процесс принятия решения о прохождении того или иного препятствия, особенно для начинающих (коих у нас большинство).

Мы предлагаем обсудить эту тему в конференции на нашем сайте. Все рациональные предложения и идеи будут направлены Корану Адиссону. Мы надеемся, что наше участие поможет в утверждение нового единого международного стандарта в классификации рек, что в конечном счете поможет же нам снизить травматизм и вероятность несчастного случая при сплаве. Ведь в первую очередь мы идем на реку для того, что бы получать удовольствие.

По материалу журнала "PLAYBOATING UK"

Перевод и редакция А. Давыдов rodeo@battleaxe.ru


Главная Дневники Отчеты Карты Фотографии Официоз