Непутевые заметки

Кроме того можно посмотреть мой дневник и техническое описание.

Водный поход на Казыр (Саяны) 4 к.с.

Действующие лица и исполнители.

1. Николай Сиволобов
  8. Полькин Евгений
  9. Нико (Исаевич)
  10. Лоуренс (Альбертович)

Время: с 10 августа по 2 сентября.

10 августа.

День отъезда - как всегда сплошные хлопоты. Женя строчит мешочки, зашивает джинсы, я скачу вокруг. Может быть, это и хорошо, нет времени на сожаления. Первый раз я собрал рюкзак вчера и все равно возни более чем.

Я прощаюсь с Женей недалеко от дома Коли. Оборачиваюсь, она догоняет, ласточка!

Вечером поезд, суета, таскание рюкзаков. Заказали грузовик и с комфортом добрались до вокзала. Шикуем, блин! Светка Сергеева поехала нас провожать - собиралась поехать и не собралась. И хочется и колется и мама не велит, точнее злой шеф. Она грозится приехать к вертолету - ха! Хотя это было бы здорово - на 9 мужиков одна только Женя Гинзбург.

11 августа.

Поезд - он поезд и есть. Скучаем. Приглядываюсь к голландцам. Неплохие ребята, но сдержанные и в себе, мешает языковый барьер. Англицкие слова выплывают из памяти с трудом. Едем до Нижнеудинска, там вертолет. Самое интересное - совещание, где будем высаживаться. Делим шкуру неубитого медведя - планирование, однако. В планах - радиалка на пик Грандиозный. Не знаем где там сможет сесть вертолет, где для него есть площадки. Полное единодушие - побольше сплава и поменьше пешки. Вечером на машине заезжаем на аэропорт - типичный провинциальный, самого здания аэропорта как такого нет, бревенчатые здания. Дяденька сторож долго и нудно зудит, что нельзя, мол, рядом стоять. В конце концов, начальник ВОХРы предлагает ночевать в караулке, - дескать и вам хорошо и нам неплохо. Соглашаемся (зря). Это была ночь чебурашек. То мотоциклисты под окном газуют, то местные типы матерятся над ухом, душно, накурено. Ухожу спать на веранду, наутро замерз как цуцик, лень было спальник доставать.

Там мы встретили двух парней из Московской военной академии (чего-то там). Крепкие мужественные парни, вызывающие симпатию, и, кажется, в голове что-то есть. Народ окрестил их бойцами

12 августа.

День большого облома. Почему-то был уверен, что мы улетим, погода отличная, но метео добро не дали, а потом и в городе испортилась. Бойцы хихикали, дескать, неделю надо посидеть, такое у местных поверье. Грустно. В аэропорту затишье, рейсов никаких нет, но народу тусуется много, чем живут, непонятно. Бойцы оказались редкостные авантюристы. Им уже в поезд всучили катамаран, на котором они не разу не ездили и даже не представляли что это за зверь. Коля с Ильей нашли себе забаву - обучать их. Курс молодого бойца (сплавца J). Мы поперлись в город, скучать и пить пиво. Вечером были песни под гитару, удивительно, но большей частью мне незнакомые. Порадовали бойцы, исполнившие оч-чень веселую песню про глаз в тазу. Народ долго переваривал, где же тут смеяться. Ночевали частью в складе, частью на берегу Уды - там есть замечательная полочка.

Бойцы, кажется, напросились в вертолет. Настойчивые ребята. Они хотели идти 4-ку, народ их всяко отговаривал.

13 августа. Пятница :-)

День залета. Кому как, а нам счастливый. С утра безоблачное небо, радостная суета погрузки в вертолет. Вылетели в 11:30, время чуть больше часа, по пути высадили бойцов на островок Верхней Гутары. На верховьях Прямого Казыра площадки не оказалось, сели где-то недалеко от устья. Недалеко по вертолетным меркам, местность совершенно дикая, тропы только звериные, не пуганые бурундуки. В лесу увидел поваленное дерево, комель был похож на медведя, на какой-то момент у меня вышибло дыхание. Стали предположительно чуть выше Багая, притока. Стоять плохо, камни, кусты. Нашли стоянку на мыску выше по течению (15-20 мин). Я был просто вне себя от удовольствия ходить по таким диким местам. Река здесь мелкая, русло обильно усеяно камнями, очень извилистая - на брюхе придется ползти. Вниз по течению стоянок на разумном расстоянии нет. Пешка вдоль реки очень тяжелая, не хотел бы я переть наши мешки до Казыра. Решили сплавиться до устья Валы, оттуда делать радиалку на Грандиозный. Из вертолета больше всего впечатлил пик Триангуляторов, пирамидальная вершина которого грозно царила над окрестностями. Сам Грандиозный увидеть не удалось, хотя очень хотелось. Голландцы не секут, что их забросили в столь дикое место, что на 100 км вокруг мы одни, слишком все быстро произошло. Кажется, я сам не до конца это прочувствовал.

14 августа.

Стройка. С лесом хорошо, здесь не ступала нога лесоруба. На 100 км мы одни, людей больше нет!? - только туристы :-), но разве это люди. По Прямому шла на двояке пара москвичей, похоже, что муж и жена. Они шли на Кизир, но оказались на Прямом, шли пехом от Верхней Гутары на 400 гр. в день. Вид у них был как у волков - поджарые, глаза сверкают, но без агрессии.

Вода здесь прозрачная до невозможности. Вечером маленько полило - Саяны все-таки. И мошка - жуткое дело, хотя, конечно же, бывает хуже. Серега лежит в палатке, балдеет от димедрола - загрызла парня злая муха, глаза не видны, мордой похож на статую Будды. Я пока держусь, но тюбик репелента быстро кончается.

Плот - ахерная дура, строить его не муфлом водить. Вечером вернулись Коля и Женя из разведки. Так себе речка, шиверы, камни, камни... и маленький такой водопадик на 3 ступени всего около 10 метров падения. Клево, блин, обнос! Сплавляемся в полуготовом виде до водопада, там разбираемся, обносимся и все по новой. Обнос, говорится, будет нехилым. Жене обещают подарок на день рожденья - обнос водопада :-).

Ночью холодно, но мы ребята не промах, теплых вещей полный рюкзак.

15 августа.

Ну, поехали. Вышли только после обеда, достраивали машины. Полт идет в виде 4-ки. Кит! В луже. Еще Яшкина 4ка, с куликовскими носами. Обе машины основательно перегружены. Плот - очень тяжелая машина, груз, пассажир, тесная речка - плевать полт хотел на наши махания ложками. Упахиваемся, как в пороге. Крики, маты... За 20 мин я упахался, как вагон разгрузил.

Приплыли. Гондола мягко осела подо мной, огромная (80см диаметр), казалось, смеется над мелкой речкой, плот как танк, деловито урча, переползает через камни - и вот танк в считанные секунды испускает дух. Дыра как от ножа бандита - см. 30 длинный разрез. Обидно, слов нет, практически на ровном месте. Ремонт, стоянка. Подарок Жене откладывается, - мы никак не можем залепить мейларовый дутик - холодно, мокро и клей просто не берет. Заплатку поставили и отодрали два раза. Шей да пори не будет пустой поры. Народ деловито жарит песок - будем делать песочный компресс - авось поможет.

16 августа.

Дневка. Светит солнышко, в животе приятным грузом лежит каша. Радости наши простые и незатейливые. Мейлар оказался упрямей нас, и дыра еще не закрыта. Голландцы с Яшкой свалили гулять, я тоже прошвырнулся по окрестностям. Залез наверх, там что-то вроде тропы, вряд ли человеческой. Полазил немного по скалам. Проснулась мошка. Ночами очень холодно, она не достает, сплю с головой в спальнике, а днем нас погода балует - солнце жарит вовсю. По моим представлениям в Саянах в августе это редкость и все ж. В реке упала вода, несильно, но все равно плохо и так по камням скребемся. Вчера прошли около 2 км впереди еще км 3-4 и водопад, что потом неизвестно. Сколько их будем идти - кто знает. Да дорого нам выходит Прямой. Прямой он только по названию, поворот за поворотом, петля за петлей. Видимость 30 м, вряд ли больше. Продолжаю дивиться прозрачности воды, вспоминается Тургояк, но там она существенно теплее.

Голландцы смешные ребята разговаривают между собой детскими голосами, мультик пародируют что ли. Хорошо что их двое, они на себя замыкаются. Яшка прозвал их Исаичем и Альбертычем (сипло так, как бухарики) - Ну что, Исаичь, еще по одной. Яшка грозится их сфотать в ватнике и с бутылей сивухи в кармане. Отзываются и даже сами друг друга так называют. Я живу у них в палатке. Сначала они не хотели пускать - дескать места мало, это в 4х местке-то! Места действительно мало, Нико, детина за 2 метра, любит сворачиваться калачиком. Их английский я понимаю с трудом, мой они наверно тоже. Жуткая путаница из времен и артиклей - англичанка бы в обморок упала. Кляну себя что не взял словарик. Женя втолковывает Лаврентию принести коричневую кашу, гречку то есть.

С ремонтом затянули, поэтому сделали дневку. Вечером был шикарный ужин - оладьи, какао и жареные грибы. Ягоды в лесах море, грибов не очень, но зато какие. У Коли сорвался первый хариус.

Вечером был интересный разговор о Суворове и его "Ледоколе".

17 августа.

Утро: дождь, хмуро, сыро, пакостно. Я дежурный, было очень грустно вылезать из палатки. Хорошо, что Илья уже развел костер. Стартовали под дождем, в 9 закончили завтрак, в 11:30 вышли. Ну и тормоза.

У-у-упс!! Вторая гондола сказала "Кряк", а ведь мы вели плот на чалке! Дырочка небольшая, но возни все равно много - заклеить, затем расположить мокрый дутик правильно. Мошка жрет, блин! Вышли только в 5, к водопаду подтянулись к 7-ми. Сам сплав занял меньше часа. Ориентир водопада - второй остров, поросший лесом, с притоком слева. По самой реке очень трудно предположить, что впереди такая задница.

Затраханные на редкость. Река в нижнем течении более водная, но падение увеличилось и камни стали крупнее.

Водопад поражает воображение. Он, оказывается длинный, скорее слив водопадного типа, три ступени, во второй река сужается до 2-3 м, где бурлит котел. По сторонам кручи 150-200 м высотой, густо поросшие лесом, обнос действительно будет ужасным. Со всем барахлом и деревом! Но мы в диком месте, и кроме как вперед другой дороги нет.

Завтра будет трудный день.

18 августа.

Да, это был ДЕНЬ ОБНОСА! Кажется, что даже погоде было грустно, и она поливала нас мелким дождиком. По правому берегу, сначала подъем на смотровую площадку над водопадом (подъем около 60-80 м) далее мы с Ильей пробовали траверс, но в конце вышли на скальную стенку - всего метров 10, но только на веревке. Пришлось лезть вверх дальше. Налазился я тогда до чертиков. Путь прорубали топорами. Первый подъем оказался неудачный - мы свалились в соседнюю долину, в которой протекал ручей - приток Прямого. Уже только на четвертом заходе нашли более-менее приемлемую тропу на гребешок. По гребешку пробегали м. 200 и упирались в крутое ущелье, по которому протекал ручей. Спуск там еще более мерзкий, но идти на следующий гребень и вовсе не хотелось. В устье площадок как таковых не было, придется строить на весу, на коленке.

Завтра будет стройка, а пока ужин, жареные грибочки как утешение. Кажется, я тут их наемся до отвала.

Водопад снизу - величественное зрелище - 2 стенки падающей воды, как запертой в клетку и рвущейся на свободу. После идет тихий слив и не подумаешь, что рядом такое бучило. Народ долго прикидывал можно ли пройти такое счастье. Мешали клыки в сливе 3-ей ступени и котел, круто заваренный перед второй, вода бьет в сужение и струи там как в душе Шарко.

19 августа.

Вечер. Все еще Прямой, но до устья рукой подать. Мы не рискнули вывалиться в Казыр на наших полуоформленных судах, т.к. не было полной уверенности, что мы на Прямом. Если вдруг мы выше по течению, то попадаем сразу в 5-й каньон. Поэтому когда до цели было рукой подать, мы опять остановились на стройку по полной программе - 2ка, 4ка, 1ка и плот. Плоту нужно сделать грузовую и греби. Стали на полочке на правом берегу.

А утром было продолжение вчерашней эпопеи - тащили последний лес и строились на склоне у устья ручья. Плот делать было особенно противно - здоровая рама не желала складываться в правильную фигуру. С утра все очень вяло ворочались, собирали лагерь аж до 12 часов. Долгие сборы - это конек этого похода, еще не разу не вышли рано. Еще один облом - заснять водопад сверху не удалось - села батарейка, а за другой пилить... Строились тоже вяло, закончили только к 5 часам. Добрые люди к такому времени уже на стоянку ставятся. Потом аж 20 мин сплава-ползания по камням. На душе паршиво, день пустой, к тому же поругались с Колей. И он и я сорвались.

Ночью очень беспокойно спал, в голову лезла всякая чушь, то строил какие-то планы, то считал деньги, всю ночь проворочался и почти не спал. Ночи здесь холодные, спальник без одежды не греет - слабоват, и проснувшись трудно уснуть снова.

20 августа.

Еще одна стройка. Не кочегары мы, не плотники. Но все в саже и занозах. Леса на полке не оказалось, полдня бегал по склону, в поисках сушины. Настроение отвратное, напеваю под нос "Я начал жить в трущобах городских...". Бегал - это художественный образ, на самом деле ползал как осенняя муха. Строились до темков, плетень (грузовую) так и не связали. Вечером поесть и спать - ничего не хочется. Завхоз Женя посчитала продукты. Перерасход сахара и тушенки. Кончился коммунизм на сахар.

Люди, поднявшиеся вверх по прямому, очень сильно удивятся кому нужно было строиться на каменистой, маловодной речке вблизи устья, где нет никаких троп и интересных препятствий.

21 августа.

Встал в 7:30, доделывали грузовую с Ильей. Плот машина хорошая, но обслуживания требует как истребитель. Сахара выдают по ложке - поход однако. Погода отменная и если бы не мошка - жить да радоваться. Греет душу мысль что наконец-то как честные водники будем идти по воде а не посуху

Вышли в 11:30. Классика. Как всегда от завтрака до старта 2 часа. При чалке в районе устья вывалился Илья - кувыркнулся через борт, за что и получил звание героя дня. На стрелке заобедали, а я еще и выкупался, последний раз в Прямом. Немного мандража где же мы и не вывалимся ли в каньон. Лучше бы вывалились, а то на самом Казыре всего 3 порога. Коля предлагал сделать разведку, но народ, к моей радости его не послушал. И так в день по чайной ложке идем.

Казыр на стрелке совсем небольшой, шириной как Прямой, только воды больше раз в 5. На стрелке он круто поворачивает, и кажется что сам Казыр - приток Прямого.

Проплыв немного, мы углядели устье Левого Казыра и всякие сомнения развеялись. Река течет довольно бойко, но местами тишки где плот существенно тормозится и приходится галерить. Решили идти до Катуна если успеем. Вероятность маленькая но очень хочется. Прямой съел у нас Грандиозный, забрав его время. Теперь нам оставалось только сделать дневку или две на Катуне и походить вокруг. Успели но через силу, плот пришел только в 10м часу, потемкам, и мы всерьез рассматривали вопрос о ночевке отдельно. В долине Казыра существенно теплее и мошка заедает до самой темноты, а на Прямом она выключалась в 20:00. Плот сильно отстает от катов. Видно, часто теряем струю. Всего по Казыру сегодня прошли около 35 км за 5 часов почти непрерывного сплава. Река спокойная, я бы сказал скучная, основная забота - много проток и топляк. Воды уже набралось довольно много, но она по прежнему очень чистая. Странное ощущение нереальности возникает, когда плот почти бесшумно проплывает в 2х метрах от дна, и вода почти не видна, зато только дно как на ладони, камушки и песок несутся назад бесконечной чередой. Только скрип уключины нарушает безмолвие.

Рыбы здесь тьма, ее видно, она играет на водной глади. Издевается над нашими рыбаками и игнорирует мух. Полькин ловит с двояка - поймал расческу березу и оставил на ней мух. Потом березу поймал плот и мухи остались на плоту.

Женя едет в качестве пассажира и откровенно скучает. Я ее понимаю, потому что мне скучно даже сидеть на греби. Единственная опасность для пассажира на такой речке - уснуть и перегреться на солнышке. Вот на Прямом было развлечение, когда передняя гребь вылетает от удара о камень или дно и пассажиру приходится очень резво спасаться. Пару раз Женя проявила чудеса реакции, увернувшись от кинжального удара греби.

Самое занудное дело на плоту, тяжелое и неприятное - это чалка. Маята. После порогов у нас еще будет кусок тихой воды в 90 км. Я наверно сойду с катушек.

На стрелке избушка, довольно добротная, запас дров, но видно что давно никого не было. Выше в 5 км встретили метеоролога, весьма невозмутимого парня. Москвичи прошли 4е дня назад, кроме их и нас за лето никого из туристов не было. Устье Катуна видно очень хорошо, чего не скажешь об устье Валы, я так и не понял когда мы ее проплыли. Полькин утверждает что он видел. Но в районе Валы видели обширные выгоревшие пустоши. Хорошо что не пошли на Грандиозный.

Вечером был праздник. Я думал что свалюсь от усталости, а вышло, что проговорил с Колей и Женей далеко за полночь.

22 августа.

Ура, сегодня первая дневка без траха, простите стройки. Считаем время: сплав до Базыбая ~100-105 км. Примерно 16 часов сплава плюс 3 порога. Заложили 4 дня. 90 км тишки - 3 дня. Может нам повезет и нас подбросят на моторке, но вероятность этого мала. Остается 3 дня до 31 вечером. Один запасной, а два можно пустить на дневки. Народ взялся рыбалить, наша четверка (Яшка, Андрей, Серега и я) поперлись на близлежащую гору(2200). Перепад довольно приличный, здесь около 650м, так что набор более 1.5 км. Плюс без тропы, по бурелому. Сначала хотели идти с ночевой, но что-то не захотелось торчать тут два дня, решили по быстрому сбегать. Вышли в 11:15. За 20 мин по хорошей тропе дошли до водопада. Водопад классический - узкое горло (2-3м), слив высотой 12-15 м, воды в реке побольше чем в Прямом будет. По пути встретили тросовую переправу на другой берег. Поснимали на камеру, и поперли в гору. Самое неприятное - это бурелом, но и вверх уклон приличный. Шлось тяжело - жарко, мошка одолевает, стволы скользкие, одно утешение, что рюкзак на спине маленький. Склон полностью покрыт лесом до самой вершине, погода хмарная, туман, обзор минимальный, облака закрывают далекие вершины. Но зато какое ощущение высоты, полета! С самолета нет такого, тут надо ножками, ножками. Самый красивый вид открывался с курума на склоне - там не мешали деревья. До самой вершины не дошли - там лес сплошняком, вряд ли оттуда что-то можно углядеть. Побалдели, перекусили, наколотили шишек и вниз. На обратном пути собирали грибы, мы их не могли не собирать, огромные подосиновики и белые. В конце пути мешок с грибами стал невероятно тяжелым, ведра два наверно набрали. Пришли в лагерь в 17:30. Спуск занял не более 2,5 часов, а ведь мы еще и грибы собирали. Приходим а в лагере ничуть не меньшая куча грибов лежит - ребята постарались. Илья вовсе грибы собирал пока по тропе к водопаду шел. Что будем делать с такой кучей - Есть! Я с удовольствием завалился спать.

Наверху Яшка все вспоминал немца: "Хелиокоптер найн. Попистофалы!" (Вертолета нет, надо идти пешком).

Леса здесь дикие, но светлые, не дремучие как на Западе. Растет кедр, елка, пихта и береза. Удивительно много рябины.

Илья поймал аж 2 хариуса. Размочил счет. Но ухи сегодня не будет. Но вечером и так был пир, одних грибов нажарили полный 8ми литровый котел. 10 человек не смогли осилить - только сыто отползли от костра, да Яшкина палатка полночи хихикала - грибочков поели :-).

23 августа.

Утром на наших рыбаков нашло вдохновение, наловили аж 7 рыбок и мне пришлось делать уху, которая получилась очень даже ничего. Все ж хариус рыба не для ухи - мясная, но навару мало. Чистить ее мука - более скользкой рыбы я не встречал. Мясо очень нежное, варится махом - только глаза побелели и все, кушайте. Коля говорит, что жареная - у-у-у, пальчики оближешь. Ждем.

Стартовали как обычно начали в 12:15. Это судьба. Река спокойная, единственная задача плота не вывалиться в тишку. Управляется гребью он очень легко, и при воспоминании как мы ворочали эту дуру ложками, мне плохеет. Плыть одно удовольствие, только у Женьки с папой холодная война и эскалация напряженности. Видно что-то очень давнее.

Стали на Томской около 6-ти. Сплава 4-4,5 часа. Прошли 20 км тишей, нормально.

Илья и Женя ловили всю дорогу и удача (или рыба) повернулась к ним лицом. Женя поймал аж 7 рыб, пара просто здоровых, глаза у него горели, жизнь приобрела смысл. Илья достал две. Одну из них я успел придавить ногой к помосту, другая сорвалась, но застряла в щели помоста с мухой в пасти. Видно Илья ее плохо привязал. Он бы больше поймал, но после размолвки Женя отказалась сидеть на греби.

Вечером, народ с горящими глазами ломанулся рыбачить, как обычно к вечеру притащили кучу грибов, нам теперь каша без грибов как без тушенки, пустая. Пытка грибами продолжалась :-).

Среди взятых вещей почти нет лишнего, только шорты как насмехаются, мол на курорт ехал? Мухи не дают расслабиться. Народ, как завзятые наркоманы, руки все мелких кровавых точках. А солнце греет будь здоров.

Я предполагал, что поход окажется легким, все-таки сплошь мужики. Но Прямой заставил меня усомниться в этом. Сейчас я убеждаюсь, что правильно предполагал. У нас всего три препятствия, ненапряжный график, всякая бытовуха типа готовки делается большой толпой и не напрягает. Только мошка портит ощущение курорта. Похоже что Прямой - это самая героическая страница. Хорошо, что не стал брать палатку, нас регулярно поливает дождиком, редкая ночь - сухая.

Здесь очень хорошо думается, мысли текут вяло, неспешно, зато несуетливо и о насущном. Хоть записывай свои судьбоносные решения.

Сегодня скромный ужин - хариус соленый, хариус жареный, грибочки по казырски и где-то там еще каша с грибами и тушенкой. Но, как не забавно, я похудел, штаны приходится застегивать на новую дырку, и все равно болтаются. Провожу рукой по ребрам - блин, и эта жертва Освенцима - это я, турист водник. Впрочем, бывало куда хуже. Организму явно чего-то не хватает, может пищи, может витаминов, может женщин :-).

24 августа.

Сегодня всю ночь снилась Женя. Было очень беспокойно, я с огромным облегчением проснулся. Утром была попытка выйти пораньше. Ужинать сели в 8:30, закончили в 9:00. Казалось выйти в 10 проблем не составит. Ремонтировали Колину 1ку - меняли травящие дутики на запасные. Полькин взял с собой целый честер, блин можно было еще 3-4 человека взять, ничего не добавляя. Вот уже 11, все что можно было сделать, сделано, и остается только ждать. Полькинские дутики короче, Маку подвязали хвосты и он стал выглядеть как купированный кобель.

Ура, стартовали. Весь день палило как в Крыму, вот тебе и Саяны в августе. Вечером солнце слепит глаза, ничего не видно, река течет на запад, идем почти на ощупь. До обеда прошли Саянскую шиверу, ничего интересного, препятствие типа ворот. Петровский порог, долго искали, наконец зачалились на какой-то шивере, которая по видимому и оказалась этим загадочным порогом. Заобедали на островке напротив устья Татарки. Идем до Щек, так ночуем и завтра с утра. Река тихая, для плота само то, а вот каты скучают. После обеда на плоту ядерная зима - Женя снова в ауте, я не успел заметить по какому поводу. Отрываются на мне, повод наши - самодеятельность. Командовать Жене влом, слезы глотает, весь мир против нее - всего мира на плоту я да Илья. Достало! Ощутимо давят волны обиды и злости. Вечером подошел Яшка - что на плоту все время так?, ну держись. Стали рано, но долго искали место, полянки тут редкость. Нашли песчаный пляжик, на нем кострище, может москвичи стояли. Вот такие осколки цивилизации. Всего сплава до обеда 2ч после 3-4ч. Солнце еще высоко, я искупался и лежу на плоту, наслаждаюсь жизнью и одиночеством. Хорошо бы еще покушать. Аппетит мой меня пугает, приеду домой Женя меня не прокормит. Чистота здешней воды по-прежнему изумляет - дно видно на 5 м. И на нем такие коряги плавают. Да тут не на муху ловить надо! Река уже довольно большая ширина на плесах до 40-50м.

Вечером, как всегда, скромный ужин. Сегодня в меню голубика с молоком, сахаром и печеньем - десерт по Казырски. Конечно жареный хариус и кашка. С приятным чувством тяжести в желудке отходим ко сну. Кажется, кончилась мошка, или ее стало много меньше, что уже почти не ощущается.

25 августа.

Всю ночь полоскало дождем, гремел гром, утро встретило хмуро и дождливо. По случаю плохой погоды проснулся поздно и успел посмотреть два очень ярких и не менее дерьмовых сна. Бр-р-р. Бедные дежурные. Дежурил Яшка со компания и он самоотверженно приготовил завтрак к 10. Но вышли все равно очень поздно около 14:00. Успели заобедать - то дождь пережидали, то Коля гидру чинил.

Щеки оказались совсем рядом, Верхние не представляют интереса, мы даже зачалились посередине порога. В русле большой камень делит на две протоки - прямая правая и петлей левая, обе ходимые, далее навал на левый берег и ворота с языком. Наш плот станцевал вальс в левой струйке и на обратке мы сделали второй круг. Народ долго чесал, что дескать этот язык и есть вторые или нижние щеки, хотя в лоции было написано что скальный коридор. Коля ушел вперед на разведку, и мы стали перечаливаться буквально перед началом нижних. Плот не успел, чалки для нас - это геморрой, и мы с ходу влетели в порог. Ух, было весело. На входе нас развернуло на сливе, где-то ниже ткнуло носом, и пришлось спасать гребь - вытащить ее из подгребицы и держать на руках. Чем-то они похожи на Катунские Пни в миниатюре. Извилистый скальный коридор, в середине сужение до 7-8м и S-образный изгиб, на котором все поймались в прижим левого берега. Ошибка была совершенно стандартная - пытались уходить на скорости, а надо было на табанах. На входе валы до 1м, внутри в основном прижимы - мощи много, бедные деревяшки, их здесь плющило и таращило не по детски. Для плота довольно узко - не везде можно гребью махнуть, но после разведки мне порог показался существенно проще. А тогда нас несло в узкий коридор со возрастающей скоростью и кто знал, что нас ждало за изгибом. Больше всего досталось 1ке Коли - он сумел пробить отбойку в правый берег и теранулся об оба берега. Снято было только прохождение 4-ки, Илья не успел заснять, а жаль. Длина порога около 1км. В начале река делает левый поворот с большим плесом, откуда влево вваливается в порог. В конце шикарный песчаный пляж, где как в лоции написано рыбалка гарантирована. Но сегодня у хариуса был выходной.

Народ прибодрился - все-таки первое препятствие, и на радостях сотворили 4 оверкиля подряд - 100 гр. зарабатывали. Вовсю светило солнце, оно тоже было радо что мы здесь. В лесу полно голубики, Андрей с Серегой собрали на пару 5-литровый котел - вечером обкушаемся десерта.

Я сижу на солнышке греюсь, отдыхаю после великой стирки. Лагерь напоминает цыганский табор без цыган - по всему пляжу разбросаны разные шмотки и никого нет - все куда-то девались. Да, мух тоже нет. Кайф!

Под утро было холодно, мокро, но я с огромным удовольствием вынырнул из палатки.

26 августа.

Утро как обычно туманное, но виделось что погода к обеду наладится. Так и произошло. Как обычно вышли через 2 часа после завтрака ( в 12ч). Впереди нас ждал Верхне Китатский порог, затем длинный доплыв (35км) под Базыбай. Под порог подошли за час, у него хороший ориентир - огромный камень в середине русла выше 1 км по течению. Сам порог на правом повороте, русло разделено крупным лесистым островом. В правой протоке - канализация, в левой - основная струя, которую плохо видно с правого берега из-за острова. Как потом оказалось у левой интересен только вход, далее это просто струя, в правой в начале вход перегорожен камнями и в конце довольно хитрый проход в двойные ворота с свалом влево между ними. Решили идти по правой, т.к. сложно и интересно, а что в левой - неясно. Плот прошел грязно, нас уже в самых вторых воротах боковой вынос подвинул влево на ширину гондолы и мы радостно на нее сели. Посидели, нас развернуло и выкинуло. Зря все-таки Женя не обратила внимания на сброс влево. Зашли в ворота мы точно, а надо было взять вправо. Двойку Жени Полькина также половил сброс и их набросило на камень, а потом и вовсе вылили влево, что впрочем тоже годится для прохождения. Слалом там сложный и интересный, но по меньшей воде там очевидный не проход (негабарит).

Это были все развлечения на сегодня. Мы заобедали и потянули до Базыбая. Река спокойная, я разделся и пошел дальше без гидры и босиком, но Илья заставил одеть кроссовки, в который тут же на встречных валах наплескало воды. Далее это повторялось как только они мало-мальски высыхали. Илья вовсю ловил рыбу. Точнее он ее вытаскивал из воды а ловил я, руками ногами и рундуком, в общем чем придется. Поймали аж 9 штук - неплохо, будет жаренка. Тянули до упора, и встали аж в 9-м часу, а я продрог до костей. Вот они утренние тормоза. А ведь поход уже заканчивается. Эти мерзкие доплывы я ненавижу, все-таки правильнее вставать рано. Стали на охотничьей заимке, довольно обитаемой, здесь недавно стояли, наверное рыбаки. Наконец сухие вещи привели меня в более доброе расположение духа. Вечером народ раздухарился, пища в походе - наркотик. Спорили, можно считать эту речку 4-кой, все ж порог слишком простой оказался.

27 августа.

Раннее утро, отличная погода. Правда, дубак. Голландцы подскакивают рано, шило у них что ли. Нико мерзнет, он укрывается спальником как одеялом, и ему холодно. Говорить что в спальнике тесно - эка, вона какой детина, мог бы и на заказ сделать. Сегодня Базыбай - самый серьезный порог здесь, но до него еще 2-3 км сплава.

Близится к концу наш поход. Яшка с голландцами торопится уходит после Базыбая вперед с половиной группы. Делим продукты, грустно, все ворочаются как бы нехотя. Кемарим.

Вышли в 12 (а как иначе). До первых Ворот (порог - основной ориентир) дошлепали за час. Ворота трудно назвать порогом, это красивое место - сужение с островом посередине. Сразу за ним плес и поворот направо, через 1-1.5 км еще одно сужение - вторые Ворота, после река делает зигзаг. В лоции было про него сказано, но не упомянуто где относительно него порог. Мы скрадывали на перечалках весь зигзаг. Порог расположен на повороте влево после зигзага, так что его можно было проходить безопасно. Чалки есть практически до самого порога. Разведка по левому берегу. Сам порог очень красив, образован длинным скальным языком справа, глубоко врезающимся навстречу течению. После него косой слив с кучей камней, зубов и валов и бочек и прочей пакости. Слева крупный скальник из интересного камня - он весь дырчатый, как сыр или как сотворены скульптором, просто очень причудливой формы. Дальше начинается скальный коридор с прижимами и видимо с подводными полостями, но главное конечно был вход. Он завораживал игрой валов. Для катов оставался узкий проход слева, для этого надо было пройти по тишке, чего плот сделать не мог. Там они и прошли, достаточно чисто, хотя прохода двух машин я не увидел полностью - стоял на морковке. Это единственный порог, где ставили страховку с берега, и где это имело смысл. Наконец набравшись решимости, команда плота, т.е. мы устремились к нашей посуде, болтавшейся на чалке. Впереди был проход порога и полудневка, солнце светило очень ярко, и хотелось сделать это быстрее. Я помню, как увидел наш замечательный танк почему-то с синей гондолой, и еще не поняв, что к чему, решил что дела наши плохи. Весь поход плот оттягивал на себя силы и время, а на Казыре еще ничем себя не проявил. Эта дура взорвалась, стоя прямо на воде, от перегрева. Кулик обещал что плот будет рваться только на 6-ках. Значит мы нашли свою 6-ку L. Трудно описать мое разочарование. Дальше было грустно - разборка, разгрузка, торопливое расставание с Яшкиной командой. На пороге стояли рыбаки, но они отказались брать его на буксир, и ребята ушли своим ходом. Рыбаки были какие-то нелюдимые и народ решил что они староверы. Края здесь славятся староверскими селами.

Вечером ремонт, огромный разрыв (около 4м) обшивается сначала стропой, затем связывается воедино. Нас как-то ощутимо мало. Я вызвался дежурить и варю уху из 4-х рыбок, пойманных Ильей за час сплава до порога. Попытки ловить здесь не увенчались успехом, хотя рыба здесь явно есть. Рыбаки (уже другие) утверждали что поймали тайменя весом 32 кг. Потом черт дернул меня делать оладьи. Жарил я их на ощупь, т. к. было уже темно, и было ощущение что получается гадость, но вышло все ж ничего. Намаялся я с ними ужасно.

28 августа.

Снова ярко сияет солнышко, хорошая погода - редкий подарок судьбы в походе. Продолжается ремонт. Народ клянет Кулика - этак и на сплаве взорваться можно, все-таки хорошая гондола должна держать динамическую нагрузку выше чем при перегреве. Встали рано в 7:15. Я снова дежурил, хотя дежурство уже теряет свой смысл.

После двух недель перестаешь ощущать что это поход. Начинаешь жить этой жизнью. Только легкая тоска по той, прошлой жизни в которой осталась любимая девушка, работа, гулянки, все это кажется таким нереальным. До ближайшего места откуда можно уехать - до деревеньки нижней Тридцатки осталось 60 км тишей. Только на веслах и можно доползти в разумные сроки. Ну поехали. Наконец, закончен ремонт, наш танк снова в строю, гордо сияет свежим швом. Илья накачивает гондолы вполсилы - чтоб чего не вышло. Наутро порог совсем не страшен - упала вода и он как-то потерял силу, а может мы к нему привыкли. Деловитый осмотр, проход - и вот уже мы грузимся перед дальним заплывом. 15:30 - обедаем. Я за то чтобы идти дальше, но 1ка не разобрана, распашек нет и к моему сожалению мы остаемся до завтра - вот такая вынужденная дневка. Вечером приплыли еще одни рыбаки, говорят что видели Яшку, завтра он уже выйдет. Блин! Я уже ощутимо начинаю бить копытом. К вечеру портится погода, как бы намекая - пора вам, ребята. Появился мокрец. Мы привычно почесываемся, как обезьяны. Баню за поход мы так и не собрали, вымыться в холодной речке толком не получается, ждем пока грязь сама будет отваливаться.

29 августа.

Гребная регата. Участвуют - двойка с Женями, и плот с тремя гребцами. Коля и я гребут вперед а Илья так и норовит то влево, то вправо, это ж понятно - у него весло назад смотрит :-). Вышли аж в 10 часов. Потрясающе! Наша цель совсем рядом, какие-то 60 км, да мы ее за день - И раз, и раз, и раз. Гребется легко - все-таки распашки штука удобная, только закреплены они хреново на веревочных петлях и выворачивают кисти, норовя повернутся. Идем бойко - домой! До притока Базыбай дошли за 1:20. До устья Нижнего Китата дошли к 14 часам (около 4х часов). Там заобедали. Само устье признали с трудом, оно очень похоже на затоку. Пробежали с 20 км, правда на веслах. Погода над нами издевалась - как разденемся, так дождиком, как оденемся, так жарит солнце. Баллоны травят со страшной силой, особенно взорвавшийся, подкачиваемся каждый час. Мимо нас снуют моторки вверх и вниз, движение прямо как на Морском проспекте. Ощутимо тянет домой. Сегодня дойти явно не удастся, но завтра - обязательно. (Если чего не произойдет). Ставимся почти потемкам, под дождиком, тянули до последнего. Но на душе несмотря ни на что отличное настроение. Мы Ильей окапываем палатку - один вжикает фонариком, второй ковыряет лопастью дерн. Неплохо получилось, на утро палатку не залило. Прошли около 40 км - о-го! - за 8 часов гребли.

Вспомнил, что утром народ утверждал, что я махал руками во сне. Я им сказал что меня насильно пытались женить, а я дескать отбивался.

30 августа.

Ночью снился замечательный, очень смешной сон - какой-то курортный роман, я соблазнял милую девушку, просто красавицу, и в конце концов соблазнил к удовольствию обоих.

Туман, плавно переходит в дождик. Типичная выездная погода. Тихо чертыхаясь, народ пакуется под тентом, пытаясь не намокнуть. Как обычно ворчит Женька, что-то в этом походе ее явно напрягает. До цели около 20 км, так нам сказали рыбаки. Кто знает, км здесь резиновые, Илья говорит мол не в км дело, а в часах, мол 6-7. Я прикидываю что порядка 4-4.5 часа гребли, если не поднимется ветер. Для плота ветер самое страшное дело.

За 2.5 ч дошли до В. Тридцатки. Народ все выглядывал ориентир - Дунькин Пуп - скала на правом берегу, но деревню и так мимо не проедешь. После короткого спора - плыть или есть - наскоро перекусили и погнали в Нижнюю. До нее добрались неправдоподобно быстро - за час, по карте там 10км. Быстрый поиск машины, комбинация из Нивы и бобика с прицепом, скоростная разборка плота - ура! Мы сидим в машине и вот уже 40 мин ждем пока шофер прощается с местными. Но вот - ключ на старт - поехали. Долгая дорога домой. Мы приплыли.

Дорога до Черемшанки мерзкая, сплошные колдобины, мотор натужно завывает. Остановились на Гуляевском пороге. Впечатляет, но очень далеко до него около 100 км сплава - дня три чистой гребли. Не стоит. Слабо верится что там валы под 4е метра, но может, из-за расстояния.

В 11 вечера мы на вокзале. Он мертв и пуст, закрыт. Только местные хихикают на площади. Как бы не повторилась ночь Чебурашек. Холодно. Ура, нашелся дежурный и нас впустили в вокзал. Такие хоромы для нас пятерых. Поезд в 8:30, мы ужинаем тушенкой и халвой. Турист, он в цивилизации чуждый элемент, и ему дискомфортно - ни костерка, ни чая согреть. Стояли бы на природе, можно было шикарный ужин забабахать. А так напихались тушенкой и спать. И так хорошо.

31 августа.

Едем в Абакан в поезде. Переполненный общий вагон - здесь это как электричка.

Главная Фотографии Отчеты Карты Дневники
реклама в газете . Производить утепление окон. . Что такое гастрит Здоровье - Доктор советует статьи о здоровье мамы. . декоративная отделка интерьеров, декоративная штукатурка.