Эмблема секции водного туризма спортклуба НГУ

Отчет

О водном путешествии четвертой категории сложности.
по реке Лепсы
Руководитель Гинзбург Евгения Ильинична
1998 год.
Клуб водного туризма НГУ "Сплав"

Основные сведения о маршруте Описание района путешествия
Состав группы Подготовка к походу
Организация подъезда и отъезда График движения
Обеспечение безопасности Техническое описание маршрута
Выводы и рекомендации Приложения
Картографические материалы Литература

В отчете приводятся материалы, необходимые для организации и проведения путешествия по реке Лепсы Джунгарского Алатау.
Новосибирск - поселок Лепсинск - река Лепсы - совхоз имени Горького - Новосибирск, одного из интереснейших маршрутов четвертой категории сложности, с достаточно удобными подъездами и отъездами.

Рекомендуемые суда: катамараны-двойки, четверки.

Основные сведения о маршруте

В апреле - мае 1998 году группа туристов под руководством Гинзбург Е.И. совершила водное путешествие четвертой категории сложности по реке Лепсы (Джунгарский Алатау). Маршрутная книжка номер 0-20-98, выдана зональной МКК города Новосибирска.

Нитка маршрута: город Новосибирск - станция Лепсы - поселок Лепсинск - река Сарымсакты (сплав) - река Лепсы (сплав) - совхоз имени Горького - станция Лепсы - город Новосибирск.

Дней путешествия 16
Активная часть 13 дней.
В том числе:
подъезд 1,5 дня
отъезд 1,5 дня
Протяженность сплавной части 193 километра.

Средства сплава: два катамарана четверки, один катамаран единичка.

Поход проходил в условиях подъема воды. Средняя вода - в начале похода, выше средней (но еще не большая) - к моменту прохождения Каргалинских ворот.

Описание района путешествия

Географическое описание

Район путешествия - Джунгарский Алатау. Это горная система в восточной части Казахстана между рекой Или и озером Алаколь. Длина около 450 км. Состоит из нескольких параллельных хребтов, сложенных сланцами, известняками, песчаниками и изверженными породами. Высота до 4 464 м. (г. Бесбакан). Имеются ледники. Площадь оледенения свыше 1800 км2. Характерны платообразные пространства - сырты, лежащие на разных уровнях.

Климат Джунгарского Алатау резко континентальный. Наблюдаются резкие смены температур от сезона к сезону. Средняя суточная температура января -18 -25 С, июля +22 +25 С. Лето сухое, жаркое, осадков в предгорьях мало. С набором высоты количество осадков увеличивается, особенно на западных, северо-западных склонах. Наибольшее число осадков выпадает в апреле - мае.

Растительность разнообразная. Нижние склоны гор покрыты полупустынной и степной растительностью, верхние склоны - субальпийской и альпийской. На высотах 1200 - 2600 м. На северном склоне пояс лесолуговой растительности (тянь-шаньская ель, сибирская пихта, дикая яблоня, осина). На берегах рек можно встретить дикие фруктовые сады.

В районе есть очаги распространения клещей. Особенно отметим берега реки Сарымсакты.

Гидрографическая характеристика

Лепсы относится к бассейну озера Балхаш, по водности занимает 3 место после рек Или и Каратал. Длина Лепсы - 374 км, площадь бассейна - 8040 км2. Берет начало из ледников северных склонов Джунгарского Алатау, протекает среди различных природных зон, впадает в восточную часть озера Балхаш. На востоке бассейн Лепсы ограничен Тентекским, а на западе - Баксанским отрогами. Лепсы образуется слиянием рек Аганакты (слева, 60%) и Сарымсакты (справа, 40%), разделенных Лепсинским отрогом. Сразу после слияния истоков Лепсы уходит в Лепсинский каньон, длиной 23 км. Это наиболее сложный участок реки. В нем и Каргалинских воротах 35 препятствий. Затем река течет в Каргалинской долине и Черкасском ущелье, где расположены 6 шивер и 4 порога 2 - 3 категории сложности, а следом - плотина ГЭС. Ниже плотины долина резко расширяется, берега покрыты лесом, много густых зарослей кустарника, встречаются барханы. Течение заметно падает, река часто разбивается на протоки, много островов. Сплавляться можно до совхоза им. Горького.

В бассейне реки Лепсы находятся 144 ледника с общей площадью 189,6 км2. В средней части Лепсы принимает крупный приток реку Баксан, который сейчас перекрыт плотиной и почти полностью разбирается на орошение, поэтому на водность Лепсы практически не влияет. Водность Лепсы определяется 68 ледниками общей площадью 90,5 км2. В бассейне реки Сарымсакты - 21 ледник, площадью 20,5 км2.

Питание реки Лепсы смешанное снежно - ледниковое. С середины марта до второй половины апреля проходит первая волна снегового паводка, обусловленная таянием снегов. Со второй половины мая до середины июня проходит новая, более высокая волна, обусловленная таянием снежных запасов высокогорной части бассейна. Спад снегового паводка начинается обычно после его последнего пика и затягивается на 15 - 20 дней, после чего следует сильно растянутая по времени группа волн ледникового паводка, занимающая период от конца июня до второй половины августа

Суточные колебания воды обычно не превышают 400 мм, годовые 2400 мм.

Среднегодовой расход в районе
Поселка Лепсинск - 18.7 м3
Села Антоновка - 25.7 м3
Станции Лепсы - 22.1 м3

Среднемесячный расход реки Лепсы в м3/с в поселке Лепсинск:

Апрель 19.4 Июль 38.0
Май 43.6 Август 30.6
Июнь 46.0 Сентябрь 15.7

Состав группы

N Фамилия Имя
Отчество
Год рождения Место работы Опыт Обязанности в группе
1 Гинзбург Евгения Ильинична 1968 КТИ ПМ СО РАН инженер Сумульта 5у, Катунь 4р Руководитель, матрос 1 четверки
2 Шиманский Руслан Владимировича. 1977 НГУ, студент Катунь 2у, Пыжа 4у Реммастер, матрос 2 четверки
3 Акимжанов Аскар Муратович. 1977 НГУ студент группа 463 Катунь 2у, Пыжа 4у Носовой матрос 2 четверки
4 Иванов Михаил Константинович. 1977 НГУ студент группа 463 Пыжа 4у, Буготак 1р Лоцман 2 четверки
5 Бригинец Вадим Анатольевич 1967 ИФП СО РАН инженер Песчаная 3у, Она 4у Фотограф, носовой матрос 1 четверки
6 Курков Василий Андреевич. 1980 НГУ группа 712, студент Утулик 3у, Урик 5у Лоцман 2 четверки
7 Деревянкин Александр Юрьевич. 1971 ИК СО РАН м.н.с. Казыр - Томь - Теба 2у Завхоз, носовой матрос 1 четверки
8 Власов Михаил
Георгиевич
1971 ИСИ СО РАН, аспирант Она 3у, Пыжа 4у Видеооператор, Катамаран-единичка
9 Старцев Дмитрий Сергеевич. 1978 НГУ ФФ студент Буготак 1у, Пыжа 3у Носовой матрос 2 четверки

Подготовка к походу

В период подготовки к походу была склеена пара новых дутиков для четверки, отремонтированы дутики для единички, пришиты новые лыжи на одну из четверок. Были проведены организационные собрания, распределены обязанности в группе, определен необходимый объем закупок провизии, билетов и так далее. Так же, во время работы, группа знакомилась с описанием района путешествия, лоцией реки и планом путешествия. В течение зимы велись теоретические занятия, анализировался опыт прошлогодних походов. Все участники сами следили за своей физической подготовкой. Для проверки личного снаряжения часть группы в апреле сходила на Издревую и Буготак.

Организация подъезда и отъезда

От Новосибирска до станции Лепсы можно доехать поездом. Время в пути 27,5 часов.

К истоку реки у поселка Лепсинска можно добраться от станции Лепсы (200 км попутной автомашиной через село Андреевку). Выезд с маршрута - тоже на попутке до станции Лепсы. Билеты на станции Лепсы за рубли не продаются! Обменного пункта на станции тоже нет, поэтому рубли следует обменять заранее. В нашем случае самый выгодный курс обмена был в поезде.

Расписание поездов через станцию Лепсы (время Московское)

176 Алма-Ата - Новокузнецк 22.09 22.11 не четные
186 Бишкек - Междуреченск 04.44 04.49 не четные
202 Алма-Ата - Новосибирск 05.49 05.52 четные
226 Алма-Ата - Новосибирск 00.09 00.11 не четные
942 Ташкент - Новосибирск 04.14 04.29ежедневно

Летнее расписание

311 Красноярск - Ташкент 07.35 07.38 2,4,6
312 Ташкент - Красноярск 15.04 15.06 2,5,7
315 Иркутск - Алматы 10.58 11.03 раз в неделю
316 Алматы - Иркутск 14.18 раз в неделю
355 Красноярск - Бишкек 13.12 жуп
356 Бишкек - Красноярск 18.59 19.04 тац
357 Красноярск - Алматы 13.12 тац
358 Алматы - Красноярск 18.59 19.04 жуп

Все расписание было на казахском языке, поэтому расшифровать, что такое жуп и что такое тац не удалось.

График движения

Дни   км
1 Строительство  
2 Сплав до препятствия 8Т 19
3 Сплав до 20ТТ 7
4 Обнос 20ТТ, прохождение 21ТТ 1
5 Прохождение 22Т, 26Т 2,5
6 Дневка  
7 Сплав до 33Т, прохождение, сплав до 34ТТ 7
8 Прохождение 34ТТ 1,5
9-10 Прохождение 35ТТ, доплыв 40
11-12 До своза имени Горького 87
13 До места сушки, разборки 28
  Итого 193

Обеспечение безопасности

Для обеспечения личной безопасности у каждого участника имелся индивидуальный гидрокостюм, каска и спасательный жилет, а также нож и спички в герметичной упаковке. Часть участников изготовила жилеты самостоятельно, некоторые купили их в фирме "Кулик".

Продукты, общественное и личное снаряжение упаковывалось в гермешки.

Опыт участников соответствовал выбранному маршруту.

Ключевые препятствия проходились с разведкой и страховкой, как с воды, так и с берега. Наличие хорошего описания исключало ошибки в ориентировке и вход в ключевые препятствия без разведки.

Страховка

В походе применялись пассивные и активные методы страховки. Пассивная страховка обеспечивает подачу спасательного конца (веревка до 30м) с берега бросательным мешком. Она имеет следующие преимущества: меньше зависит от береговой обстановки, быстро приводится в состояние готовности, имеет широкий радиус действия. Главный ее недостаток - обязательная активность объекта спасения.

Активная страховка - постановка катамарана ниже препятствия для осуществления страховки. Преимущество - оперативность и точность выхода к спасаемому объекту, эффект в случае его пассивного поведения. Во многих случаях страховка с воды предпочтительнее страховки с берега. Однако, ограничивается береговой обстановкой и характером реки.

На проходных участках реки движение осуществлялось в кильватерной колонне, интервал движения 15 м (поскольку меньшее расстояние ограничивает маневр судов, а большее не позволяет быстро прийти на помощь), что обеспечивало взаимную страховку в течение всего пути. Катамаран - единичка всегда шел вторым в колонне, то есть находился под контролем и спереди и сзади.

Техническое описание маршрута

В тексте используются следующие обозначения препятствий:
Л - препятствия преодолеваются сходу, ошибки приводят к посадкам на камни и небольшим повреждениям;
С - препятствия требующие разведки и страховки, ошибки могут привести к серьезным повреждениям судна;
Т - препятствия, требующие обязательной разведки и страховки, ошибки могут привести к потере судна;
ТТ - препятствия требующие анализа и оценки собственных возможностей, препятствия повышенной сложности.

1. Начало сплава до Лепсинского каньона.

Нашли хорошее место для стоянки и встали на строительство. На следующий день начали сплав. После автомобильного моста до устья река Аганакты река разбивается на протоки. Протоки идут по заросшей кустарниками и деревьями долине, поэтому встречаются "расчески", некоторые протоки перегорожены упавшими деревьями, но скорость течения не слишком велика. Два небольших завала пришлось обнести. Русло очень извилисто, встречаются повороты почти на 180 градусов. Слева видна широкая долина Аганакты. Перед слиянием с ней река Сарымсакты почти полностью останавливается. Метров через 300 после слияния - подпор перед лепсинским каньоном.
Фото N1. Подпор перед входом в каньон. Курков Василий, Руслан Шиманский. Вход в каньон прямо у них за спиной.

2. Лепсинский каньон.

Каньон определяет сложность маршрута в целом. Здесь расположены самые сложные препятствия.

Перед входом в каньон Аскар упал и порезал руку о камень. Поэтому разобрали единичку и закрепили на четверке (лоцман Миша Иванов). На место Аскара сел Миша Власов, а Аскара везли пассажиром. Вечером - ремонт лыж

1Л Порог 80м. Начинается в 70 метрах ниже ГРП пологим полуметровым сливом шириной 5 - 6 метров в левой части реки, где проходит основная струя. Справа беспорядочное нагромождение камней, слева - продольная цепь больших камней. В основной струе вал и не очень большие бочки, в конце порога река плавно поворачивает вправо

2Л Порог 30 м. Отделен от предыдущего простым участком быстротока. Расположен на местном правом повороте. Крупная глыба делит струю на две. В обеих струях вал, сложность их примерно одинакова.

3Л Порог 40 м. Напоминает предыдущий, но немного мощнее. Слабый навал на центральный валун, который разбивает струю на две неравные части. Меньшая часть уходит влево, где проход невозможен из-за многочисленных обнаженных камней. В правой части струи вал высотой 0,6 - 0,7м и на выходе слабый прижим в правую стенку, уход от которого не представляет труда.

4Л Порог 50м. В сорока метрах ниже в скальном створе. Предпочтительнее проходить его по левой части струи. Возможна частичная разведка с левого берега.

5С Порог 30 м. Находится в 80 - 100м ниже предыдущего. На входе стоит одиночный камень, за ним слив с гряды, в правой части слива камни, а в левой косой метровый вал с бочкой. За сливом метровый вал. Разведка по левому берегу.

6-7 Л Шиверы. Препятствия 1 - 7 для подготовленной группы сложности не представляют, легко читаются с воды, хотя динамичны и довольно интересны в качестве полигона для отработки слаженности экипажей и организации взаимоподстраховки катамаранов в режиме прохождения препятствий сходу. За препятствием 7 реку сжимают отвесные стены.

Для разведки порога 8 чалиться к правому берегу сразу же за стеной.

8Т Порог 200м. В пороге река разделена на две протоки грядой камней и двумя островами, поросшими лесом. Правая протока на входе перекрыта грядой надводных камней с узкими проходами. После первого острова правая струя уходит под правый берег, образуя напротив второго острова прижим средней мощности к скальной стенке. По нашей воде правая протока была сильно "замусорена" камнями. Левая протока, видная вплоть до второго острова и за ним, более удобна для прохождения. В конце первого острова нужно попасть в ворота шириной около 3м, образованные большим центральным камнем и грядой полуобливных камней, примыкающей к левому берегу. На выходе у второго острова струя делится на части глыбой посреди протоки, за ней "бочки" и несколько открытых камней, образующих трек, что осложняется крутым падением реки. Именно эта часть, не видная с правого берега, является ключевым участком левой протоки.

Далее восстановили "единичку" и опять шли обычным составом.

9Л Струйный порог 100м. Расположен на слабых сначала левом, а затем правом поворотах. Проход по струе.

10Л Струйный порог 150м. На слабом левом повороте. Проход по струе.

11Л Струйный порог 100м. Начинается на прямом участке, затем левый и правый повороты. Проход по струе.

На правом берегу после препятствия 11 удобное место для стоянки.

12Л Порог 100м. Порог струйного типа отдельные открытые камни. Проход по струе.

13Л Порог 100м. На плавном левом повороте в сужении русла. Слалом среди камней. Проход по центру.

14Л Порог 100м. Через 40м после порога 13. На входе ворота из двух больших скальных обломков. Проход по центральной струе, чистой от камней с высоким валом.

15Л Порог 80м. На правом повороте в скальном створе. Высота левой стенки 60м, правой - 30м. В центре ворота с длинным пологим сливом высотой около 1м, за сливом косой вал, слабый прижим вправо.

Разведка порогов 14-15 по правому берегу с преодолением скальных бомов.

16С Порог около 300м. На входе ворота 3м. Через 50м ворота 5м, после которых справа нагромождение камней, а слева чистый проход. Перед левым поворотом впадает справа ручей, за которым в правой скале грот.
Фото N2 Четверка Куркова проходит порог 16С.

За порогом причалиться слева для осмотра следующего порога.

17Т Порог 200м. Порог начинается косыми воротами, после которых - бочки, обилие обливных и полуобливных камней, сливы между ними. Перед левым поворотом центральные камни делят струю на две. В правой части очень мало воды, камни. В левой - слалом среди камней, в конце струя сваливается с гряды, образуя бочку у левого берега. На выходе из порога струя сильно наваливает на большой открытый камень в центре реки.
Фото NN 3,4,5. Прохождение порога 17С

Порог просмотреть не удалось, определили перечалку еще на 100 метров ниже. При перечалке сломали продолину на машине Куркова. Дальше сделали накладку на продолину, заклеили 4-ку Иванова (которую пробили, видимо в 13Л). Просмотрели и прошли 17Т, не без ошибок, но без поломок и потерь.

18Л Шивера. В слабой струе на входе - несколько камней у правого берега. На выходе струя уходит под левый берег, небольшой вал.

19Л Шивера. На левом повороте несколько камней образуют ряд довольно простых ворот.

Препятствие служит ориентиром порога 20. Чалка вправо на галечную отмель перед резким поворотом вправо.

20ТТ Порог. За правым поворотом завал русла большими глыбами. Перед самым порогом - мощный подпор воды с очень слабым течением. Возможна чалка на оба берега.

Далее - гряда камней, с которой река образует два слива сложной формы высотой 1,5 - 2м. За ними - пенный котел по всей ширине реки. Потом основная струя уходит под правый берег, проходит через ворота шириной около 3м, в воротах - косой слив 1,5м. В сливе - практически открытый камень с очень сильным навалом на него. От камня возможен уход вправо, там пенный котел, и тут же - очень сильный навал на береговую стенку. За порогом - чалка на левый берег.

Решение об обносе препятствия 20 было принято из-за того, что оба слива по нашей воде имели очень сложную структуру с обливными и полуобливными камнями, и этот проход был слишком узок для "четверки". Лоцману катамарана- "единички" не хватало умения в обращении с машиной.
Фото N6. Обнос порога 20ТТ.

С утра разобрали машины и понесли за 20ТТ по правому берегу. Обнос по левому берегу существенно легче, но слева невозможно разведать 21 порог.

Разделение препятствий 20 - 21 чисто условное, между ними 25 м быстротока.

21ТТ Порог. Быстрая мощная струя бьет в центральную глыбу и делится на две. Правая уходит в нагромождение камней. Слева слив около 1,5м, далее левая струя бьет в камень, образующий с центральным косые ворота. Соединившаяся струя уходит под левую стенку, образуя прижим. За порогом - чалка на левый берег.

Обе 4-ки прошли порог по одному разу, а Власов - дважды.
Фото NN 7,8. Прохождение порога 21ТТ.

Разведка препятствия 22 по правому берегу.

22Т Порог 200м.

Начинается воротами в центре реки, за которыми струя уходит под левый берег, где образует длинный прижим в отвесную стену. В конце стены струя резко поворачивает вправо, образуя слив по всей ширине реки. Через 3 - 4м после этого слива струя спрыгивает с обливной плиты, и тут же два полуобливных камня образуют узкие косые ворота, в которые очень трудно попасть. Все это время струя продолжает идти вправо и после ворот резко ныряет под берег, образуя прижим. За порогом - улово у левого берега, удобное для страховки порога с воды и чалки для разведки следующего порога.

Порог сложен для обработки тем, что разведка, а, следовательно, и страховка его возможна лишь по правому берегу до стенки, у которой струя образует заключительный прижим. Поэтому порог страховался следующим образом: страховка с берега сразу за прижимом в левый берег (ибо если страховать дальнейший, по сути дела ключевой участок, то человека просто затащит на веревке маятником в прижим правого берега) для первого катамарана, а затем уже прошедшие порог ставят страховку с воды.

23С Порог около 300м. Порог с прижимом на правом повороте. Проход по правой струе. В струе вал более 1м, "бочки". Разведка по левому берегу.

24Т Порог длина около 300м. Начало на крутом левом повороте после короткого подпорного участка. Левая часть реки забита камнями. Проход вправо. На входе подряд два слива высотой около метра с бочками. Далее - вал и небольшие сливы. В конце порога, на левом повороте, навал на правую стенку. Разведка справа.

В тишке за 24-ым порогом Миша Власов, с помощью Руслана Шиманского умудрился кильнуться и потерять ложку.

25С Порог-слив. На прямом участке реки в скальном каньоне. В конце каньона мощный водопадный слив более метра высотой с большим пенным котлом.
Фото NN 9,10. Прохождение порога 25С.

26С Порог 200м. Ориентир - за правым поворотом - остров, поросший лесом. Левая протока забита камнями. Проход по правой. Порог начинается у вершины острова. Основная струя идет у правого берега. В ней вал, бочки. В конце острова уход влево от камней. Много узких ворот и водопадных сливов в них. На свободном пространстве хаотичные валы. На выходе из порога - ворота, образованные большими камнями.

За порогом - улово и подпор перед следующим порогом. Разведка по поляне на правом берегу. Место очень удобное для ночевки.

Немного поразмышляв, решили к Каргалинским воротам не идти, а устроили дневку с катанием на выходе из 26-ого порога. Походили самосплавом, поучились ловить "морковку", отдохнули.

27С Порог 200м. Разведка порога по тропе правого берега. Река перегорожена огромными глыбами. Два прохода в косые ворота слева и справа. В правых воротах в сливе камни. В левых воротах длинный пологий слив с бочкой. При проходе в левые необходимо избегать прижима в левую скалу. Далее - серия небольших жестких валов. Ключевым участком порога является вход.
Фото N11. Порог 27С.

28Л Шивера На прямом участке за левым поворотом в струе вал, одиночные камни и небольшие бочки. От начала шиверы ущелье резко расширяется, впереди виден скальный створ "Каргалинских ворот"

.

29Л Шивера. В русле небольшой остров, поросший лесом. В конце левой протоки прижим, в правой - валы, на выходе гряда камней с чистым центральным проходом. Проход справа.

30Л Шивера. правого берега впадает ручей. В реке, напротив устья ручья, одиночные камни. Центральная струя чистая.

31Л Шивера. На левом повороте. На входе камни справа, левая часть струи - вал.

32Л Шивера. Сразу за левым поворотом - остров. Идти от него справа. За островом основная струя с валом идет по центру. Далее у правого берега - улова, удобные для чалки.

Впереди реку перекрывает гряда крупных камней, по берегам - стенки, русло с воды абсолютно не просматривается.

Впереди каскад "Каргалинские ворота"!!!

Каргалинские ворота - три порога следующие друг за другом, образовались в результате прорыва рекой невысокого отрога. Осмотр по тропе сверху и снизу. Спуск по осыпям, много клещей. Чалка для осмотра в улове у скал правого берега.

33Т Порог 20 м. Можно выделить две ступени. Первая ступень расположена на входе в прорыв. Мощный трехступенчатый слив общей высотой около 2,5м. В левой части навал струи на выступ стены образует "турбину". За сливом мощный пенный котел. Затем струя наваливается на центральный камень, образующий с береговыми стенками двое ворот. На левом повороте небольшое улово с правого берега, удобное для чалки. Через 30 - 40м чистого быстротока.
Порог 33ТТ. Вид со скалы ниже порога.

Вторая ступень. Большой обломок скалы в центре реки. По обе стороны от него - мощные сливы с бочками, жесткий вал. Для прохождения более предпочтительна левая сторона. Далее порядка 100м чистого быстротока.

34ТТ Порог. В пороге можно выделить четыре слива. Первый слив - самый простой. Высота около 1,5м. Второй слив - самый неприятный. Струя наваливается на два камня, образуя косые ворота шириной до 3,5м. Отбой на левом камне образует мощнейший винт. Очень сильный навал струи вправо. Высота слива около 2м с мощной бочкой. После этого струя раздваивается - часть идет влево и рассыпается в камнях. Правая, чистая уходит под правый берег, где образует небольшой прижим. За прижимом струя уходит влево, проходит через ворота около 4м, где образует третий слив около 1м. Затем обе части струи соединяются и образуют заключительный четвертый слив. Слив очень мощный, высотой 1,5м, с большой мощной бочкой, но прямой и чистый от камней, что заметно облегчает его прохождение.

При прохождении порога N34 "отличились" все три экипажа: 4-ка Иванова в начале порога села на камень, после чего, пытаясь следовать заранее намеченной линии движения, собрала все камни и потеряла чалку; Власов зашел лагом в выходную бочку и перевернулся; а с 4-ки Куркова во втором сливе выпал Деревянкин и висел сбоку до момента чалки. Страховка была выставлена между порогами N34 и N35, но никому не понадобилась помощь со стороны, все обошлись своими силами.

Разделение препятствий 34 и 35 чисто условное.
Фото NN 13,14. Прохождение порога 34ТТ.

35С Порог. Образован скальными стенками, расположен сразу за предыдущим. Проще препятствия 33 и 34, Но прижим к правой стене следует сразу после сливов и бочек, что осложняет его прохождение.

Чалка на правый берег.

3. Каргалинская котловина и Черкасское ущелье.

В 1991г серьезное препятствие представлял собой мост в селе Каргалы. С тех пор там построили новый мост, проход стал безопасным, но в этом месте все равно следует соблюдать повышенное внимание.

Далее - многочисленные разветвляющиеся протоки и обилие расчесок. Протоки кончаются у автодорожного моста. Через полчаса сплава от него - вход в Черкасское ущелье.

Начало ущелья - скальный бом на левом берегу. Под ним прижим. Постепенно стены сжимаются. За устьем крупного левого притока реки Теректы Лепсы входит скальную теснину, однако, сплошных стен нет. В ущелье 6 шивер и 4 порога. Сложность не выше 3 к.с. Идутся сходу. На выходе расположена плотина ГЭС. Река переливается через край плотины.

ВНИМАНИЕ!!! Линия отрыва воды плохо видна с катамарана. Берега для чалки плохие - илистые. Обнос плотины по правому берегу.

4. Участок от плотины до совхоза им. Горького.

Этот участок спортивного интереса не представляет. Сразу за плотиной начинается шивера. Сначала Лепсы идет одним руслом, затем разбивается на протоки. Скорость течения около 6 км/ч. Часто встречаются мели, перекаты. Через два часа хода от плотины происходит разделение на две основные протоки. Левая протока носит название В. Марканчи. Через 5 часов хода протоки соединяются. После соединения проток Лепсы становится глубже, многоводнее, скорость течения замедляется. Река входит в зону полупустыни. По берегам встречаются барханы. На реке часто - мели перекаты.

Окончание сплава совхоз им. Горького. От совхоза до станции Лепсы около часа езды.

Выводы и рекомендации

Пройденный маршрут соответствует четвертой категории сложности. Может быть рекомендован другим группам для прохождения в период с середины апреля до конца сентября. Поставленные задачи группа выполнила. Все участники показали хорошую спортивную, туристскую и общефизическую подготовку, повысили свой спортивный уровень и готовы к прохождению более сложных маршрутов.

Каркасы судов желательно брать с собой, так как леса пригодного для строительства по берегам мало. Подъехать же можно к самому месту стройки, так что тащить трубы на себе не придется.

В это время года в данном районе много клещей, хотя про энцефалит местные жители и не говорили, но возможно, стоит включить в состав аптечки гамма-глобулин.

Рубли на тенге лучше обменивать заранее, так как при проезде по Казахстану могут возникнуть проблемы с обменом, а Российские деньги местным жителям не нужны.

Погода в течение похода была хорошая, кроме одного дня перед входом в каньон, когда было очень холодно, дул сильный встречный ветер со снежной крупой. В остальные дни было тепло, даже жарко.

Приложения

Средства страховки

Для страховки использовались бросательные концы, представляющие собой мешок из капрона яркой расцветки с пенополиэтиленовым дном и карабином, длина веревки 30 м. Удобство этой конструкции заключается в том, что при бросании веревка практически не запутывается, система быстро приводится в состояние готовности и не требуется площадки для укладывания веревки. При хорошем навыке и достаточной тренировке удается довольно точно бросить веревку на 20 - 25 м.

Вес 1,2 кг. Всего было 3 шт. Общий вес 3,6 кг.

Снаряжение

а. Средства сплава

Наименование Диаметр (см) Длина по раскрою Шт. Вес с комплектом труб, вязки чалки (кг)
Катамаран - четверка 60 5 м 2 13
Катамаран - единичка 45 3,2 м 1 10

Дутики одного из катамаранов-четверок были изготовлены из традиционной ткани типа "Дождь", вторая машина имела дутики из ткани мевлар. Этим и объясняется разница в цене железнодорожных билетов "туда" и "обратно". Самый выгодный курс обмена - в поезде. На станции Лепсы обменного пункта нет, менять пришлось частным образом, по невыгодному курсу, потому что рубли в оплату не принимаются вообще. Также на общественные деньги приобретались некоторые компоненты ремнабора, изолента, фотопленки и прочие мелочи.

Картографические материалы

Обзорная карта: Лист 1,  Лист 2

Лоций, как таковых, по реке Лепсы, к сожалению, видимо, не существует. По крайней мере, в Новосибирске они не встречались. То что мы предлагаем, это кроки лепсинского каньона. Конечно, это не карта, но ориентироваться по ним вполне возможно.

Кроки препятсвий

Лист 1,  Лист 2,  Лист 3,  Лист 4,  Лист 5,
Лист 6,  Лист 7,  Лист 8,  Лист 9,  Лист 10.

Легенда крок.

Литература

1. ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ N16 В.ГРИГОРЬЕВ, Э.ВЛАДИМИРОВ "СЛОЖНЫЕ ПОХОДЫ В 1979 ГОДУ"

2. А. РУССКИХ ОТЧЕТ О ПОХОДЕ 4 КС. ПО РЕКЕ ЛЕПСЫ, 1991г


Кроме приведенного выше, можно посмотреть мой дневник об этом походе, я шел параллельно с этой группой, и фотографии не вошедшие в отчет.


Главная Дневники Отчеты Карты Фотографии
Hosted by uCoz